Екатеринбург с севера на юг. III.

Город

Екатеринбург с севера на юг. III.



I. От «Проспекта Космонавтов» до «Машиностроителей».
II. От «Машиностроителей» до «Уральской».

В третьей части обзора осмотрим северную окраину дореволюционного Екатеринбурга и дойдём до центра города. Во многом этот маршрут совпадает с традиционными местами туристских тусовок, разве что в Мельковскую слободу гости города заглядывают редко.

Линия метро от станции «Уральская» до станции «Площадь 1905 года» не придерживается строгой оси, к тому же проходит под дном Городского пруда, поэтому мы будем вынуждены придерживаться только общего направления. Путь выйдет очень извилистым, как это хорошо видно на карте. Количество объектов также существенно вырастет, поэтому иллюстраций в этой и следующих частях будет больше, чем в предыдущих.



1. Станция метро «Уральская» находится напротив старого железнодорожного вокзала, построенного в 1878 году архитектором П.П.Шрейбером. Сейчас в этом здании расположен Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Станция метро расположена не очень удачно, от неё до основного здания Екатеринбургского вокзала 350 метров. К тому же найти её приезжим непросто, надо знать куда идти, а указатели очень уж скромные и малозаметные. Вот и приходится гостям города осаждать троллейбусные и трамвайные остановки, вместо того, чтобы прокатиться «с ветерком» под землёй.


2. Осмотримся немного по сторонам. Правее старого вокзала находится здание багажной конторы. Железнодорожники с гордостью говорят о восстановлении дореволюционного здания, на самом деле это новодел «по мотивам». Насколько он похож на оригинал, неизвестно.


3. Чуть западнее метро находится Северный автовокзал. Открыт в 2001 году ввиду чрезвычайной перегруженности старого автовокзала, расположенного на углу Щорса-8 Марта. Первоначально предполагалось, что Северный автовокзал будет обслуживать северные и восточные направления, но с тех пор открылось много других маршрутов, в т.ч. южных. Ежедневно с автовокзала отправляется более 500 рейсов. На переднем плане один из выходов станции метро «Уральская».


4. К улице Челюскинцев двинемся по переулку Невьянскому. Недалеко от станции «Уральская» находится памятный знак в честь начала строительства Свердловского метрополитена. Несмотря на то, что сама станция была открыта четвёртой по счету, именно здесь 28 августа 1980 года был вынут первый ковш земли. «Уральская» — самая глубокая станция Екатеринбургского метрополитена, 36,5 метров от поверхности земли. Обратите внимание на «московский» дизайн буквы «М». В то время у Свердловского метро ещё не было своего утверждённого символа.


5. Один из екатеринбургских долгостроев, правда, не самый долгий. ТЦ «Призма». Строительство началось в 2005 году, и если бы всё пошло по плану, именно 37-этажная башня этого ТЦ была бы первым екатеринбургским и российским, за пределами Москвы, небоскрёбом, т.е. зданием выше 150-ти метров. Но в проекте выявились какие-то ошибки, которые потребовали проведения дополнительных экспертиз. Одна экспертиза потянула за собой другую и т.д. Всё это растянулось на годы. Сейчас работы по достройке идут, но очень медленно. Очередной срок окончания работ (2010 год) прошёл, а новый наученные горьким опытом строители даже не назначили. Таким вот образом «Призма» уступила пальму первенства "Высоцкому".


6. За «Призмой» на углу Челюскинцев-Европейской находится ещё одна екатеринбургская высотка — Дорожный центр управления перевозками, ДЦУП. Многие гости города из-за необычного вида здания и красных букв «ПИД» на крыше принимают его за Управление Свердловской железной дороги. Здание было построено в 2003 году и стало первой екатеринбургской высоткой после знаменитого «Члена партии». Высотная часть имеет 18 этажей и 72 метра высоты. Проект центра выполнялся совместно «Уралжелдорпроектом» и московской фирмой «АМ-19». Невооружённым глазом видно, что авторы проекта вдохновлялись творениями модного в конце XX века архитектора Нормана Фостера, в частности зданиями Банковской корпорации Гонконга и Шанхая и Commerzbank'а во Франкфурте-на-Майне.Сходство, конечно, не буквальное, а конструктивное и стилистическое — «открытые» конструкции крыши, членения фасадов, цветовая гамма зданий. Самая удачная постройка в стиле «хай-тек» в Екатеринбурге. Другое дело, что здание совершенно не вписывается в окружающую застройку 30-50-х годов, но это не вина архитекторов, а беда общей градостроительной ситуации в городе. Первоначально планировалось объединить в Центре управление перевозками аж трёх железных дорог: Свердловской, Южно-Уральской и Горьковской, но в итоге наших железнодорожников задушила жаба и они решили ни с кем не делиться.


7. ДЦУП и «Призма» в перспективе улицы Челюскинцев. Между этими зданиями проходит новая улица Европейская, которая должна стать самым коротким путем между центром Екатеринбурга и районом Заречный. На бумаге улица существует уже добрый десяток лет, а на практике есть лишь 200-метровый отрезок, занятый к тому же автостоянкой. Дело в том, что трасса улицы проходит по территории товарного двора станции Екатеринбург. Договорённость об освобождении этой территории между властями города и железнодорожниками достигнута ещё в начале 2000-х. С тех пор сменилось три начальника дороги и каждый раз эта договорённость подтверждалась. Но воз и ныне там.


8. Наш дальнейший путь будет проходить по улице Челюскинцев. До революции она носила название Северная, что было вполне логично, т.к. она была последней на северной окраине города, дальше был только лес. Застройка улицы была типична для городской окраины — деревянные одноэтажные домики, сараи, хлева и т.п. Капитальные здания стали появляться на улице в конце XIX века. Это, в первую очередь, здания железнодорожных вокзалов (староеи новое), затем мельницы Симанова-Макаровых и Борчанинова-Первушина. С двадцатых годов XX века застройка велась в основном железной дорогой: здание Управления дороги, ДК Железнодорожников, жилые дома для работников дороги. В 1934 году, после посещения Свердловска участниками экспедиции на пароходе «Челюскин», переименована в улицу Челюскинцев. Осмотримся немного на углу Невьянского и Челюскинцев. Чуть левее можно увидеть пристройку-кинозал к ДК Железнодорожников. Основное здание ДК построено в 1929-1933 г.г. в строгом конструктивистком стиле, а пристройка с роскошной коллонадой сделана позднее, в 1938 году.


9. Прямо перед нами на чётной стороне Челюскинцев — сталинский дом (1956 год). Улица здесь сворачивает по направлению к ВИЗу, поэтому дом имеет «ломаную» форму. Мы пойдём мимо него, поэтому для начала осмотрим чётную сторону улицы.


10. Мрачноватое здание гимназии № 155, бывшей железнодорожной школы № 2. Здание имеет отдельную котельную, поэтому в годы Великой Отечественной войны в нём располагался госпиталь.


11. Перекрёсток с улицей Азина.


12. Девятиэтажка на углу Челюскинцев-Азина.


13. Здание «Уралжелдорпроекта», построено в 1989 году, хотя выглядит лет на двадцать старше.


14. Позади здания «Уралжелдорпроекта» находится Колледж железнодорожного транспорта.


15. Вернёмся назад и осмотрим нечётную сторону Челюскинцев. Вид ДЦУПа с обратной стороны.


16. Длинное двойное сталинское здание ВНИИЖТ. Сейчас тут, кроме самого института, располагается и куча арендаторов.


17. Ворота на товарный двор станции Екатеринбург.


18. ИВЦ Свердловской железной дороги, вид на тыльную сторону. Некоторые и это здание принимают за здание Управления СвЖД, которое находится прямо за ним.


19. Перекрёсток с улицей Братьев Быковых.По этой улице мы двинемся вглубь одного из самых старых районов Екатеринбурга — Мелько́вской слободы. Слобода примыкала к Екатеринбургскому заводу с севера и располагалась на левом, восточном, берегу пруда. Ещё в период первой попытки построить завод на реке Исети к В.Н.Татищеву пришёл житель деревни, расположенной на речке, которая впадала в Исеть, недалеко от места будущей плотины, и подрядился поставлять лес на стройку. Фамилия крестьянина была Мелько́в, по его фамилии назвали речку, а затем и деревню. Возникшую на месте деревни слободу заселили сначала строители завода, потом мастеровые, торговцы, шарташские сторообрядцы. Большую роль в развитии слободы сыграла екатеринбургская «золотая лихорадка» 30-40-х годов XIX века. На Мельковке открыли золотопромывальную фабрику, а по её берегам стали мыть золото старатели-кустари. Добытый песок шёл в Екатеринбургскую золотосплавочную лабораторию, построенную на берегу пруда. Там песок перерабатывали и сплавляли в слитки. В Мельковскую слободу со всех концов Урала потянулись искатели наживы, слобода заполнилась всевозможными ювелирными мастерскими, кузнями, трактирами, пивными и винными погребами. Конец «золотой лихорадки» обернулся крахом не только для купцов-миллионщиков («Приваловых»), но и для простых старателей-работяг. Положение выправило строительство железной дороги, которое подстегнуло промышленное развитие слободы. Здесь появились паровые мельницы, на месте закрытой золотопромывальной фабрики англичанин П.Э.Тет основал машиностроительное предприятие, проданное затем его соотечественнику Г.Ятесу. По имени последнего этот завод и известен. Слобода постепенно пролетаризируется, хотя ещё очень долго большинство её жителей числилось «мещанами». В начале XX века слобода наконец официально включается в состав Екатеринбурга. После революции территория слободы была застроена капитальными зданиями, а речка Мельковка убрана под землю.


20. Здание на углу Челюскинцев-Братьев Быковых. Обратите внимание на «разнокалиберные» окна цокольного этажа.


21. Мельковская слобода — один из самых уютных районов Екатеринбурга. Много зелени, некоторая изолированность от основных транспортных магистралей, неширокие тихие (насколько это возможно в большом городе) улицы и т.п. Застройка района осуществлялась в пятидесятые годы, и здесь до сих пор сохранилось немало радующих глаз зданий неоклассического стиля. Например, штаб 4-го корпуса железнодорожных войск (1950 год). Если вы до сих пор не видели сугробы в форме параллелепипеда, то рекомендую прогуляться тут зимой. Солдатики из батальона обслуживания очень стараются.


22. Фронтон штаба покрупнее.


23. Пристройка-новодел на углу Братьев Быковых-Ерёмина. Тут расположен ЗАГС Железнодорожного района.


24. В глубине Мельковки улицы начинают гнуться, петлять и пересекаться под самыми разными углами. Человеку, привыкшему к прямоугольной планировке центра города, тут становится сложновато. Иногда улицы здесь пропадают, а потом снова возникают в неожиданном месте. Связано это с хаотичной застройкой слободы в дореволюционный период, когда улицы прокладывали по извилистым берегам Мельковки и впадающих в неё ручьёв. Теперь они убраны под землю, но улицы уже не выпрямишь. Вот и нам пришла пора повернуть на улицу Ерёмина. Василий Иванович Ерёмин — один из организаторов уральского комсомола, секретарь Уральского обкома комсомола. Расстрелян белыми в Екатеринбурге в 1919 году. Имя Ерёмина носит сквер, мимо которого проходит улица, а в сквере установлен памятник ему. Правда, мало кто из екатеринбуржцев, отдыхающих в сквере, скажет, кто же это такой.


25. Перед сквером вот такой сталинский дом. Несмотря на высоту в 4 этажа, здание выглядит очень внушительно. На фото, к сожалению, этого не передать. Одна из немногочисленных попыток свердловских архитекторов облагородить здание не за счёт декора, а за счёт форм и силуэта. К несчастью, здание довольно сильно запущено.


26. Этот же дом с другого ракурса.


27. Перспектива переулка Красный. По нему можно выйти прямо к Храму-на-Крови, который виден вдали.


28. По переулку Красному мы выйдем к станции метро «Динамо». Перед станцией стоит ещё один памятный знак, посвященный одному из этапов строительства метрополитена. Станция «Динамо» помельче, чем «Уральская» — 35 метров от поверхности земли, но работы здесь были самыми трудными из-за геологической обстановки (скальные породы, необходимость проходки под дном пруда и т.д.). Завершающий этап строительства станции пришелся на мутный период начала девяностых, что сильно осложнило дело. В результате вышло так, что станция «Динамо» строилась дольше всех остальных станций Екатеринбургского метро — почти 14 лет.


29. У станции метро «Динамо» единственный вход — вот он.


30. Осмотримся вокруг. Взгляд назад — за хрущёвками видны три круглые башни ЖК «Золотая миля», одного из самый крутых ЖК Екатеринбурга. Слева от них выглядывает здание с кучей металлолома на крыше. Это один из самых знаменитых свердловских/екатеринбургских долгостроев — гостиница «Турист» на улице Свердлова. Её строительство началось в далёком 1976 году и затянулось почти на тридцать лет. В 2003 году властям города наконец-то удалось спихнуть серую 18-этажную коробку Газпрому. Газпромовцы в течении четырёх лет переделывали устаревшую гостиницу в современный офисный центр. Ныне в здании располагается Екатеринбургский филиал Газпромбанка.


31. Повернёмся против часовой стрелки. Дома по улице Николая Никонова, 18. Между ними видны 25-этажные башни ЖК «Космос» по пер.Красный.


32. Ещё левее. ЖК на улице Николая Никонова, 21. Башня с НЛО на крыше имеет 25 этажей.


33. Дворец игровых видов спорта «Уралочка» (ДИВС, в народе «Титька»). Открыт в 2003 году, автор проекта Михаил Мотин. Для постройки была нанята австрийская фирма «Э.Фурманн Баугезельшафт м.б.Х», которая, однако, передоверила честь засветиться в уральской столице каким-то югославам. Первоначально купол дворца был выложен блестящей золотистой шуковиной, которая ярко горела под скудным северным солнцем. Но затем покрытие то ли выгорело, то ли его ободрали, и сейчас купол просто грязный. ДИВС — первое спортивное сооружение Екатеринбурга, способное принимать соревнования мирового уровня. Количество мест — 5000 (из них 3500 на трибунах).


34. Рядом с ДИВСом на берегу пруда находится один из старейших спортивных комплексов города — «Динамо». Он включает стадион с трибунами, Дом физкультуры (спортивный клуб), водную станцию. Построен в 1934 году по проекту архитектора В.Д.Соколова. Вопрос о реконструкции стадиона поднимается регулярно с 2001 года, но до практической реализации так и не доходит. Ныне, когда все силы брошены на реконструкцию стадиона «Центральный», на котором планируется проводить игры ЧМ-2018, перспективы «Динамо» ещё более туманны. На фото — трибуны стадиона и беговые дорожки. Сзади слева виден Дом физкультуры — шедевр конструктивизма 1933 года постройки.


35. Обогнув ДИВС, выходим на берег Городского пруда. Вид гостиницы ДИВСа и ЖК на Никонова, 21 от пруда.


36. Западный фасад ДИВСа.


37. Вид Октябрьской площади с восточного берега пруда. Слева направо:
1) здание Правительства Свердловской области («Член партии», «самый высокий обком в пределах Солнечной системы») - самое высокое здание советского Свердловска, 25 этажей;
2) ЖК «Февральская революция», более известный как «De Luxe», самый высокий жилой дом России за пределами Москвы, здание построено в 2010 году и имеет 42 этажа и примерно 140 метров высоты;
3) скандально известное здание Законодательного собрания Свердловской области. Скандал состоял в том, что строительство здания стоимостью полтора миллиарда рублей началось в самый разгар кризиса 2008-2009 г.г. и вызвало возмущение не только у жителей города, но и в верхах. Столь нескромное поведение губернатору Э.Э.Росселю не простили и не утвердили его на новый срок. 8-этажное задние до сих пор преследуют неприятности. Депутаты и сотрудники аппарата ЗС постоянно жалуются на некачественно выполненные работы. В здании не открываются окна, заменяющее стены сплошное остекление плохо защищает от уральских морозов, стёкла-стены трескаются, была обнаружена трещина и в куполе;
4) гостиница «Хаятт Ридженси», построена в 2009 году, первая пятизвёздочная гостница города. В рекламных материалах пишут, что гостиница является объектом будущего «Екатеринбург-Сити», однако формально это не так;
5) справа, на берегу пруда, находится здание Свердловского государственного академического театра драмы. Построено в 1990 году по проекту московских архитекторов. Уродское остекление, полностью закрывшее оригинальную коллонаду и сделавшее театр похожим на привокзальный магазин, установлено в 2009 году. В новейшей истории коллектив театра стал известен тем, что отказался присваивать театру имя Б.Н.Ельцина.


38. Вид западного берега Городского пруда. Примерно в этом направлении проходит линия метро. Слева направо:
1) дом Главного начальника горных заводов Хребта Уральского, построен в начале тридцатых годов XIX века по проекту горного офицера Н.Порозова, переработанного затем известным екатеринбургским архитектором М.П.Малаховым. Ныне здесь располагается областная больница № 2;
2) далее торцом к нам стоит т.н. «Дом старых большевиков» — жилое пятиэтажное здание по адресу 8 Марта, 1. Построен в конце двадцатых-начале тридцатых годов XX века. Один из памятников свердловского конструктивизма;
3) 11-этажная башня по адресу 8 Марта, 2. ЖК, частью которого она является, известен под разными названиями — Второй дом Горсовета, Жилкомбинат НКВД, Дом чекиста. Построена в 1932 году и является первым высотным зданием Екатеринбурга в его истории;
4) Брежневский офисстрой. Первоначально здание занимал Агропром, а в 2001 году тут разместилась резиденция полпреда Президента в Уральском федеральном округе. Размещение проходило с боем, т.к. сначала полпред хотел занять под свою резиденцию усадьбу Расторгуевых-Харитоновых, но Россель не позволил. В 2009 году полпредство отгрохало себе новую резиденцию на берегу Исети, а в сером здании с тех пор размещается межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по УрФО.


39. Обойдём пруд по восточному берегу. Стрелка Городского пруда.


40. Вид со стрелки в сторону Плотинки. По центру кадра возвышается недостроенная телебашня, пожалуй самый знаменитый долгострой Екатеринбурга, ставший, тем не менее, его символом. Внизу, у её подножия, видна упомянутая выше резиденция полпреда Президента в УрФО.


41. Киноконцертный театр «Космос». Построен в 1967 году по проекту свердловских архитекторов Г.И.Белянкина и Н.Н.Невежина. Кинотеатр вмещал огромное по тем временам количество зрителей, 2386 человек. В 1999-2003 годах была проведена реконструкция здания, количество мест уменьшилось до 1939, изменился и его внешний облик. Зато добавились всякие модные штучки типа 3Дэ, Долби Сурроунд и т.п.


42. ККТ «Космос» с другого ракурса.


43. Главный вход в ККТ «Космос».


44. Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Самая замусоленная достопримечательность Екатеринбурга, поэтому я про него рассказывать не буду.


45. Сталинские офисные здания на углу Первомайской-Горького. За ними торчит первая и третья очередь «Антея».


46. Резиденция Президента РФ, на случай, если он соберётся посетить Екатеринбург. Более известна как «дом Н.И.Севастьянова». Нынешний вид здание приобрело в 1866 году, когда классицистический дом был декорирован в стиле неоготики с добавлением барочных и «мавританских» элементов.


47. Выходим на Плотинку. По другую сторону проспекта Ленина находится здание Уралобкома ВКП(б). Построено в начале 30-х годов XX века для размещения органов власти Уральской области. Имеет три корпуса. Административный корпус обращен на проспект Ленина и образует южную сторону площади Труда. Жилой корпус выходит на улицу Горького. Корпуса соединены надземными переходами. Третий корпус находится во дворе и на фото не виден. В левой части кадра виден небоскрёб «Высоцкий», а справа кусок Исторического сквера с памятником основателям Екатеринбурга — В.Н.Татищеву и В.И. де Геннину. Памятник установлен в 1998 году и сразу же получил прозвище «Бивис и Батхед». Именно на этой площади Екатеринбургская епархия собиралась восстановить снесённый в 30-е годы Екатерининский собор. Это намерение вызвало грандиозный срач, крупнейший со времён легендарного «стояния» в цыганском посёлке.


48. Вид с Плотинки назад, туда, откуда мы пришли.


49. Выходим на перекресток 8 Марта-Ленина. Осматриваемся вокруг. Прямо на углу находится здание Уральского горного училища, 1852 год, архитектор К.Г.Турский. Ныне здесь располагается гимназия № 9, самая престижная школа Екатеринбурга. В рекламных целях руководство гимназии ведёт свою родословную от Уральского горного училища и на этом основании называет свою гимназию старейшим учебным заведением Екатеринбурга. На самом деле, школа № 9 была образована в 1937 году на базе слияния двух школ Железнодорожного района и размещалась сначала в здании, показанном на фото 10, а в нынешнее здание перебралась после войны.


50. Площадь 1905 года. Вдали, за памятником дедушке Ленину, видны дома купцов Коробковых. В правом, фасад которого мы и наблюдаем на фото, находилась нотариальная контора Александра Ардашева, двоюродного брата Ильича по материнской линии. Этот факт в годы Советской власти спас дома от сноса, но не смог предотвратить «реконструкции» в новое время. В 2009 году тут открылся ТЦ «Европа». От старинных домов остались одни стены, внутри которых воздвигли современную стеклянную конструкцию. Ближе к нам располагается здание Сибирского торгового банка. Первоначально на этом месте стояло два дома-усадьбы купцов Савельева и Шабалина. Дом купца Савельева построен в 1842 году известным екатеринбургским архитектором Э.Х.Г.Сорториусом, преемником М.П.Малахова на посту главного архитектора Екатеринбурга. В конце XIX-начале XX в.в. дома были куплены Сибирским торговым банком и объединены воедино, причём так удачно, что даже опытный глаз этого не заметит. После революции в здании размещались различные советские учреждения. В 1996 году здание отремонтировали и отдали под офисы. Зданию вернули дореволюционный профиль, сначала здесь разместился филиал ГУТА-банка, а после его кончины - ВТБ-24. Позади него виднеется серое здание Екатеринбургского метрополитена.


51. На южной стороне площади 1905 года стоит здание администрации города Екатеринбурга (Горсовет). Перестроено в 1930 году из дореволюционного корпуса Нового гостинного двора. В 1947-1954 годах реконструировано по проекту архитектора Г.А.Голубева. Одно из самых красивых зданий городских администраций в пределах СНГ.


52. Прямо перед нами на углу Ленина-8 Марта находится здание Канцелярии Главного Заводов Правления. Этот орган, носивший в разные времена разные названия, но в истории оставшийся под неблагозвучной аббревиатурой КГЗП, правил Уралом, Поволжьем, а некоторое время и Сибирью, без малого двести лет. Здание с самой богатой историей в городе. Построено в 1739 году Иоганном фон Баннером в «голландском» стиле — с узкими длинными решётчатыми окнами «на девять стёкол», пилястрами, высокой крышей с мансардой и т.п. В 1833-1836 годах перестроено М.П.Малаховым в классическом стиле. В 1934 года в здании располагается Уральская государственная консерватория им.М.П.Мусоргского.


53. Переходим проспект Ленина и движемся по улице 8 Марта к станции метро «Площадь 1905 года». Оглянемся назад и осмотрим Деловой дом, выстроенный в 1928 году позади Горсовета и ныне ставший его частью. В здании разместился Уралпромстрой или как его называли официально Уральское промышленно-строительное акционерное общество. Это общество должно было стать единой строительной организацией Урала и вести строительство на плановой основе. Многие здания Свердловска, вошедшие в справочники и энциклопедии по конструктивизму, построены Уралпромстроем — филармония, ДК железнодорожников, фабрика-кухня на Свердлова, здание Госстраха в Банковском переулке (ныне, к сожалению, заброшено) и др. Пятиэтажное здание Свердловского Горсовета также возводила эта организация.


В четвёртой части продолжим прогулку по улице 8 Марта.

Оригинал: http://makeev-dv.livejournal.com/3934.html?style=mine

Екатеринбург с севера на юг. IV.

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.