Екатеринбургский железнодорожный вокзал

Интересные места

Екатеринбургский железнодорожный вокзал



Железнодорожный вокзал Екатеринбурга — это целый комплекс зданий и сооружений, появившихся за полтора века с момента прихода в город железной дороги. Два вокзальных здания, являющихся памятниками истории и архитектуры, «новый корпус» вокзала, здание багажного отделения, привокзальная площадь. Посмотрим, как выглядит станция Екатеринбург-Пассажирский, прогуляемся по тоннелям и платформам. К сожалению, съёмки внутри действующего здания вокзала затруднены из-за неусыпной бдительности охранников, которую их начальство могло бы направить в более полезное русло, но не хочет. Поэтому, пришлось ограничиться наружными видами. 

Железная дорога по линии Пермь — Екатеринбург была проложена в 1878 году, а в 1896-м, после постройки ветки Екатеринбург — Верхний Уфалей — Челябинск, город получил выход к общероссийской железнодорожной сети. Ныне станция Екатеринбург-Пассажирский является крупным транспортным узлом, отправляющим поезда в семи направлениях, важнейшим из которых является главный ход Транссиба. Существующая нагрузка превышает возможности екатеринбургского вокзала. Несмотря на неоднократные реконструкции, он устарел морально и технически. Это особенно заметно при сравнении с близлежащим Челябинском. Разговоры о необходимости строительства нового здания ведутся с 2003 года, время от времени всплывают картинки различных проектов, но пока дело дальше разговоров не движется.

Общий вид станции Екатеринбург-Пассажирский. Судя по недостроенной башне ТЦ «Призма» и розовенькой окраске здания вокзала, фото сделано до 2009 года. Направление фото — с востока на запад (вверху запад, внизу восток). Вдали видны градирни ВИЗа, слева дома района ВИЗ-Правобережный, справа дома на Сортировке. В центре слева от путей здание вокзала, левее него дома на привокзальной площади. Точку съёмки определить затрудняюсь, в то время поблизости не было подходящих высоток, на съёмку с вертолёта тоже не похоже. Осмотр вокзальных окрестностей пойдёт с запада на восток.



Крайняя западная точка нашего маршрута. Вид с 37-этажной башни ТЦ «Призма», построенной близ вокзала. Здание слева — локомотивное депо «Екатеринбург-Пассажирский» (ТЧ-6). Возле него паровоз-памятник и мемориал, посвящённый железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Пешеходный мост ведёт в район Завокзальный, средоточие всевозможных баз, складов, гаражей и сараев — клоаку, отданную на откуп трудовым мигрантам. В верхней части фото — место отстоя пассажирских вагонов, уместилась только малая часть. Внизу видны верхушки двух старинных водонапорных башен.



Спускаемся на землю. Памятник погибшим железнодорожникам вблизи.



Паровоз-памятник. В отличие от обычных в таких случаях «лебедянок», возле депо стоит Эу, трудяга военных лет.



Табличка на паровозе.



Старые водонапорки. Первая...



 … Вторая.



Первое здание вокзала, называемое ныне «старым вокзалом», построено в Екатеринбурге в 1878 году по проекту известного петербургского архитектора П. П. Шрейбера в псевдорусском стиле. В то время оно классифицировалось как «пассажирское здание I класса». Брат-близнец екатеринбургского вокзала был построен на другом конце линии, в Перми. Поскольку предполагалось продолжение линии до Тюмени, то вокзал был выстроен не по тупиковому типу. Платформа расположена вдоль здания. С 1914-го по начало 1990-х «старый вокзал» использовался в качестве воинского. Исторический вид здания.



В 2003 году здание старого вокзала было реконструировано, ему вернули первоначальный внешний вид. С этого времени здесь размещается Музей истории науки и техники Свердловской железной дороги. По ссылке можно ознакомиться с интерьерами здания, правда, неизвестно, насколько они аутентичны.



Крупнее — крыльцо перед входом в здание.



Вид старого вокзала со стороны путей.



Снова вид с «Призмы». Правее здания старого вокзала в 2010 году восстановлено, точнее построено заново по мотивам чего-то старинного, здание багажного отделения станции Екатеринбург-Пассажирский.



Проект здания выполнен Уралгипротрансом, который традиционно делает крайне тривиальную архитектуру. Впрочем, возможно, что и оригинал не блистал совершенством. Сравнивать не с чем, если только с более удачными стилизациями, которые в городе таки есть. Стиль здания не поддаётся определению.



Перед зданием багажного отделения находится широкая пешеходная эспланада, по которой можно выйти к станции метро «Уральская» и Северному автовокзалу. Вид на запад, видна часть здания старого вокзала и водонапорная башня.



Эта же эспланада, вид на восток. Справа здание Свердловского отделения дороги.



Вид здания багажного отделения со стороны путей.



Ещё один вид с «Призмы», смещаемся восточнее. Виден «новый корпус» вокзала, здание действующего вокзала, кусок привокзальной площади. Напротив «нового» корпуса — Свердловское отделение СвЖД, соединённое надземным переходом со зданием УВДТ по УрФО.



Здание «нового корпуса» вокзала. К середине 1980-х годов стало ясно, что здание Свердловского вокзала устарело и не может нормально выполнять свои функции. Сотрудниками Уралгипротранса В. Рабиновичем, А. Виноградовым, В. Роговым и Ю. Утгофом был разработан проект нового здания. Однако, начавшиеся в стране перемены не позволили осуществить проект в первоначальном виде. Он неоднократно перерабатывался в сторону упрощения и удешевления, стройка несколько лет стояла замороженной из-за трудностей с финансированием. Наконец, в 1995 году здание было открыто. Получившееся постеснялись назвать новым вокзалом и окрестили «новым корпусом» основного здания. Здание получилось тесным и нерационально спланированным. Вместо второго этажа идёт галерея, заставленная скамейками, т.к. полноценного зала ожидания в здании нет. Внизу расположены пригородные кассы и выход в тоннель № 1, ведущий на платформы. Там постоянно толпится народ в ожидании электричек (присесть негде). На третьем этаже расположен кассовый зал для поездов дальнего следования. Несмотря на приличные размеры зала, в нём всегда очереди, т.к. из 32-х окошек работает в лучшем случае треть. На четвертом этаже находится гостиница для транзитных пассажиров с 68 2-местными комнатами. Корпус предполагалось соединить подземным переходом со станцией метро «Уральская», но этот проект не был осуществлён.



Вид «нового корпуса» со стороны путей. Уныло чуть более, чем полностью.



Восточнее «нового корпуса» находится основное здание ныне действующего вокзала. В его основе лежит здание, построенное в 1910-1912 годах молодым тогда екатеринбургским архитектором К. Т. Бабыкиным. К этому времени старое «шрейберовское» здание перестало справляться с возложенными на него функциями, и было решено выстроить ему замену. Здание вокзала было одним из первых проектов К. Т. Бабыкина. Позднее он отметился в Екатеринбурге/Свердловске многими знаковыми зданиями, но интерес к железной дороге сохранил навсегда. Кроме вокзала, его творениями являются такие здания, ставшие памятниками истории и архитектуры, как Управление Свердловской железной дороги и клуб Дорпрофсожа (ныне ДК Железнодорожников). На фото исторический вид «нового» екатеринбургского вокзала со стороны города. Здание выполнено в стиле функционального (или рационального) модерна, прямого предшественника конструктивизма. Никаких лишних деталей и украшений, здание напоминает скорее заводской цех, чем привычный роскошный вокзал, очень уместный образ для города-завода.



Вид бабыкинского вокзала со стороны путей (фото 1919 года).



Привокзальная площадь в 1926 году.



Время шло, в Свердловск перевели главный ход Транссиба, прошла индустриализация, увеличился поток грузов и пассажиров, и здание вокзала стало тесным. В 1939 году по проекту архитекторов В. Смирнова и Г. Валёнкова была проведена реконструкция. Был надстроен верхний этаж, а само здание декорировано в стиле возродившегося неоклассицизма. В результате реконструкции первоначальный вид вокзала был полностью утрачен. Бабыкинский вокзал, конечно, жаль, но и то, что получилось в результате реконструкции, выглядит достойно. Был заводской цех — получился дворец. На фото здание вокзала после реконструкции 1939 года.



Западное крыло реконструированного вокзала. Позади здания видна ещё одна деталь, появившаяся в 1930-е годы. В результате реконструкции пути были приподняты и выход на перрон стал осуществляться по лестнице.



Однако и увеличившиеся в два раза площади не спасли положение. Со временем и их перестало хватать. В 1961-1962 годах была проведена очередная реконструкция по проекту архитекторов Уралгипротранса В. В. Безрукова и В. Р. Рабиновича. Заключалась она в том, что с западной и восточной стороны здания были пристроены два корпуса, соединенные с основным зданием полукруглыми арками. Стилистика здания и внешний декор были сохранены. Площадь вокзала увеличилась до 8 тыс.кв.м. Одновременно была проведена реконструкция привокзальной площади. На фото вид вокзала в 1960-е годы.



Вид свердловского вокзала со стороны путей, 1975 год.



Последняя на текущий момент реконструкция екатеринбургского вокзала была проведена в 2001-м году. Проект выполнял тот же Уралгипротранс во главе с главным архитектором С. У. Зиганшиным. На сей раз реконструкция коснулась внутренних частей здания, многие из которых стояли нетронутыми с 1912 года и за это время пришли в полную негодность. Были заменены межэтажные перекрытия, аварийные участки стен, укреплён фундамент, перекрыта заново крыша и выполнено множество других работ. Переделаны интерьеры здания, сохранившие при этом свой стиль. Кстати, именно в ходе этой реконструкции в залах ожидания № 5 и № 6 появились знаменитые ныне росписи. Росписи выполнены коллективом Екатеринбургского художественного фонда Союза художников России под руководством Л. А. Гусева.

После реконструкции начала 1960-х годов здание вокзала получилось столь длинным, что целиком осмотреть его можно лишь сверху. На фото вид на привокзальную площадь и здание вокзала с гостиницы «Marins Park Hotel» (бывший «Свердловск»), расположенной напротив.



С земли оценить масштаб здания труднее. Вид привокзальной площади, официальное название — Площадь имени Уральского добровольческого танкового корпуса. Но официальное название употребляется столь редко, что не всякий екатеринбуржец с ходу поймёт о чём идёт речь. Гораздо чаще употребляется выражение «Встретимся «под варежкой»».



Смысл этого выражения становится понятен при взгляде на установленный посреди площади памятник танкистам УДТК. Памятник установлен в 1962 году, скульпторы В. Друзин, В. Сажин, архитектор Г. Белянкин.



Вид на центральную часть здания вокзала от памятника танкистам.



Значительная часть привокзальной площади используется как стоянка. Это очень неудобно, и ликвидация стоянки прописывается в каждом плане обустройства привокзальной территории. К сожалению, ни один из этих планов не выполнен в полном объёме.



Припаркованные у вокзала автомобили мешают проезду общественного транспорта.



Осмотрев здание снаружи, отправляемся к платформам. Но сначала оглянемся, посмотрим на привокзальную площадь со стороны вокзала. Вид из западной арки. Видна гостиница «Marins Park Hotel», слева от неё мельница купца Борчанинова, памятник промышленной архитектуры начала XX века.



Вид из восточной арки. Снова гостиница, справа от неё перекрёсток Челюскинцев и Свердлова. Виден «дом с башней» на Свердлова.



Пройдя арки, подходим к лестницам, по которым можно подняться на перрон. Подпорные стенки лестниц оформлены рельефами, изготовленными сразу после войны. Рельеф на восточной лестнице изготовлен в 1946 году скульптурной мастерской при свердловском ремонтно-строительном тресте под руководством М. О. Новоковского. Сюжет рельефа абстрактный: голый мужик, прикрытый снизу щитом, видимо, должен символизировать рабочего, а домны и шахты — индустриальную мощь Урала.



Рельеф на восточной лестнице изготовлен скульптором П. А. Сажиным и носит название «Победители». Ну, тут хотя бы понятно что к чему.



Из-за приподнятых в своё время путей здание вокзала со стороны перрона кажется ниже, чем оно есть на самом деле, т.к. часть здания находится ниже уровня платформы. Выход пасажиров на перрон осуществляется либо по боковым лестницам, либо через двери второго этажа здания. Проход к дальним платформам осуществляется по тоннелю № 2, вход в него виден впереди. В подпорной стене расположены различные служебные помещения — камеры хранения и электротехническое оборудование.



Выходы на перрон оформлены в виде арок. Декоративное оформление арок (автор В. Кикин) сочетает две темы — истории железнодорожного транспорта и границы Европы и Азии. Реальная граница Европы и Азии находится в 30-ти километрах западнее Екатеринбурга.



Арка крупнее.



Рядом с выходами на перрон находятся торговые павильоны. Ассортимент товара обычный — бутерброды, пиво, сигареты.



На станции Екатеринбург-Пассажирский 8 пассажирских платформ. Выход к платформам, начиная со второй, осуществляется по тоннелям. Такой способ давно устарел и все без исключения проекты нового здания вокзала предусматривают строительство крытых конкорсов. В тоннелях очень неуютно. Постоянно дуют сквозняки, весной и осенью там грязно и мокро, зимой холодно.



Выбираемся из тоннеля наружу. Вид на восток вдоль перрона.



Вид центральной части вокзала со стороны путей. Вход с платформы ведёт прямо на второй этаж.



Предыдущее фото имеет уже историческую ценность, т.к. с марта 2010 года станция Свердловск-Пассажирский переименована в Екатеринбург-Пассажирский. Соответственно, поменялся и аншлаг на здании вокзала.



Платформы на станции Екатеринбург-Пассажирский. На платформе виден выход из тоннеля и ларёк с пивом-дошираком-сигаретами.



Вид в восточную сторону.



В завершение немного вечерних снимков. Привокзальная площадь.



Вокзал под первым снегом.



После дождя.



Вокзальная арка.



Арка и лестница на платформу. Впереди вход в восточное крыло, где располагаются пригородные кассы.



Вид в обратную сторону. Впереди внизу вход в тоннель № 2.



Лестница на платформу № 1.



Центральная часть вокзала.



Перрон в вечерних сумерках.



Ночной перрон.



Поезд № 1 «Россия» Владивосток-Москва у перрона екатеринбургского вокзала. Фото старенькое, поэтому вагоны ещё в фирменной раскраске.



Новый аншлаг светится в темноте. Старый приходилось посвечивать снизу.



Платформа. Таких ларьков на каждой платформе по два.



Выход на платформу из тоннеля.



Электропоезд ЭТ-2М, отправляющийся в Каменск-Уральский.



Тепловоз 2ТЭ116 подцепляют к поезду Екатеринбург — Верхний Уфалей. Эта ветка неэлектрифицирована, поэтому приходится использовать тепловозную тягу.



Зимний вечерний вид станции Екатеринбург-Пассажирский.



На этом осмотр екатеринбургского вокзала закончен.

Спасибо makeev-dv. Исторические фото - 1723.ru.

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.