Электростанция "Луч"

История

Электростанция "Луч"

Памятник промышленной архитектуры в центре города.



Здание бывшей электростанции «Луч» по адресу ул. Горького, 43 интересно по трем причинам.

Во-первых, здесь располагалась первая в истории Екатеринбурга Центральная электростанция, в 1895 году положившая начало городскому искусственному освещению.

Во-вторых, это памятник промышленной архитектуры конца XIX века.

В-третьих, здание до сих пор используется почти по прямому назначению – в нем располагается администрация и ремонтные цеха Энергохозяйства екатеринбургского Трамвайно-троллейбусного управления.

История электрификации Екатеринбурга началась в 1885 году, когда появилось «Товарищество П.Н. Яблочкова и Ко электрического освещения в России». Их агент, владелец электротехнической мастерской Иван Василевский, получил разрешение от городской Думы на установку локомобиля во дворе Первого городского театра (ныне — кинотеатр «Колизей») для освещения зрительного зала и сцены. Однако это освещение работало нестабильно. Газета «Екатеринбургская неделя» писала по этому поводу:

«Опыты электрического освещения театра во время двух представлений пока не дали тех блестящих результатов, которых мы ожидали. Причиной этого было то, что одной машины оказалось недостаточно для освещения зрительной залы и световых эффектов на сцене».

На второй год освещение получил перекресток Главного и Вознесенского проспектов (современный перекресток Ленина-Карла Либкнехта), или Театральный перекресток. Газета «Восточное обозрение» в то время сообщала:

«Проходя по одним улицам города, можно легко попасть в канаву благодаря господствующей здесь темноте. Но едва ступишь на Театральную улицу – тебя обольет ярким светом электричества, превращающим непроглядную ночь в ясный день».

Контора Яблочкова просуществовала всего два года, так и не достигнув успехов в электрификации города.

В 1891 году электрическое освещение появилось на Верх-Исетском заводе, но в центре города до сих пор продолжали использовать керосиновые фонари.
Первая электростанция Екатеринбурга
Только в 1894 году выходцы из купеческих семей Андрей Дмитриевич Елтышев и инженер-механик Николай Яковлевич Панфилов, оба проявлявшие большой интерес к техническим новинкам, создали «Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге А.Елтышев, инженер Н. Панфилов и К» и построили на 2-й Береговой улице (современная ул. Горького) первую городскую электростанцию. Проект разрабатывал Панфилов, архитектором выступил А.С. Чирковский.

Электростанция включала одноэтажное здание с элементами модерна, оформленное в популярном в то время кирпичном стиле, восьмигранную кирпичную трубу на каменном постаменте и двухэтажный флигель.
Флигель электростанции

Станция работала на дровах, ее оборудование состояло из парового котла с поверхностью нагрева 1 тысяча 450 квадратных футов, паровой машины системы Вестингауза мощностью в 115 лошадиных сил и динамо-машины в 80 киловатт.

Первый ток станция дала в начале 1895 года. В этом же году «Елтышев и Ко» предложили городской думе начать постепенную замену керосиновых фонарей электрическими. Дума предложение приняла, и концу 1895 года в Екатеринбурге имелось 8 электрических фонарей. В 1896 году установили еще 34 фонаря, однако к концу года их количество уменьшилось – городу было выгоднее использовать керосиновые фонари.



Электрическое освещение появилось на Главном и Покровском проспектах (современные проспект Ленина и ул. Малышева). Газета «Екатеринбургская неделя» восторгалась:

«В первый раз с начала существования нашего города гражданам его… удалось любоваться небывалой здесь электрической иллюминацией».

Павел Петрович Бажов, современник становления электрического уличного освещения, писал в то время:

«На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей».

В 1897 году электростанция перешла к Центральному электрическому обществу в Москве. В 1909 году она была реконструирована, теперь здесь имелось 6 паровых машин системы «Бульт», «Карельс» и «Рихард Поле», 3 газовых двигателя, генераторы тока «Пайнер» и «Вестингауз». Вероятно, тогда же к главному зданию было пристроено правое крыло, и фасад стал ассиметричным. Общая мощность электростанции к 1914 г. составила 1175 килоВатт.

После революции, во времена колчаковщины, электростанция не работала. Восстановленная в 1922 году, она получила название «Луч». Оборудование электростанции не обновлялось с дореволюционных времен и было сильно изношено. Сразу же стало ясно, что мощности «Луча» недостаточно.

В 1924 году на Большом Конном полуострове заложили новую большую электростанцию, и в 1927 году строительство Свердловской ГЭС им. Рыкова было окончено. Мощность ее первой очереди составила 7 тысяч киловатт (против 910 киловатт «Луча»). Электростанция «Луч» была закрыта как неэффективная.

В 1929 году, когда был пущен первый трамвай, здесь разместилась тяговая подстанция, по сей день здесь размещается подстанция №1 и Энергохозяйство Екатеринбургского ТТУ, таким образом здание до сих пор сохраняет если не первоначальную функцию, то очень близкую к ней. С учетом того, что памятники архитектуры повсеместно разрушаются и сносятся, это не может не радовать. При создании электростанции внимание было уделено не только функциональности, но и эстетической стороне, и здание сохранилось во многом благодаря своей архитектуре.

В 1936 году со стороны ул. Гоголя был пристроен новый двухэтажный корпус, который скрыл пьедестал трубы. На его стене сохранилась советская вывеска «Электро-сеть».



Электростанция «Луч» находится в центре Екатеринбурга, по адресу Горького, 43, недалеко от Плотинки и набережной Исети.

Бонус. Работа екатеринбургского уличного художника Ильи Мозги на заборе рядом с электростанцией.



По материалам сайтов ekburg.ru, musen.ru, книги Н.Бердникова «Город в двух измерениях» (Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1979 г.), статьи Л.Смирнова «Вечерних улиц романтичный свет» (журнал «Новый град» №3, 2003г.)

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.