Казахские гобелены, керамика и батик в Доме художника

События

Казахские гобелены, керамика и батик в Доме художника

С 6 октября по 6 ноября в Екатеринбурге проходит первая Уральская триеннале декоративно-прикладного искусства.



C 12 октября по 6 ноября в рамках I Уральской триеннале декоративно-прикладного искусства в Доме художника (Куйбышева, 97) проходит сразу три персональные выставки. Выставка гобеленов "Тюркские образы Евразии" казахских художников Малика Муканова, Бауыржана Досжанова и Айдара Жамхана, выставка керамики Василисы Портновой и выставка батика Татьяны Колточихиной. Дом художника открыт для посещения с 10:00 до 18:00, вход свободный, выходной — воскресенье.

Работы всех авторов разместили в двух выставочных залах галереи Екатеринбургского отделения Союза художников России. Результатом стало единое художественное пространство, где все экспонаты подчёркивают и дополняют друг друга.

Выставка "Тюркские образы Евразии"

Гобелен из серии "Колоритная степь", авторы М. Муканов, А. Жамхан На открытии объединённой выставки авторов представила искусствовед Светлана Шкляева, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства КазНАИ им. Т. Жургенова.

Малик Муканов окончил кафедру монументального искусства Казахской национальной академии искусств, прошлым летом защитил докторскую диссертацию по изучению казахского гобелена. Бауыржан Досжанов окончил кафедру текстиля. Айдар Жамхан, который не смог приехать, также закончил кафедру монументального искусства. Светлана Шкляева, Бауыржан Досжанов и Малик Муканов Со слов Светланы Шкляевой, название выставки не имеет в виду географических границ или конкретных территорий. Скорее это чувствование общей истории, общих духовных понятий.

В этом году Казахстан отмечает 25-летие независимости, и на протяжении всех этих лет казахские художники, писатели, музыканты, учёные ищут глубинные пласты казахской культуры, которые уходят корнями к древним временам. В творчестве художников очень сильны мифологические направления.

Она также отметила, что каждая из представленных работ достойна отдельного большого исследования, и рассказала о некоторых из них.

"Божественная Умай" М. Муканова и А. Жамхана. Эта работа — текстильная транскрипция известной плиты с выгравированным изображением лика, найденной в 60-х годах прошло века недалеко от города Тараз (в прошлом Джамбул). С одной стороны, это эстетический идеал восточной женщины — с луноподобными бровями, в красном трёхрогом головном уборе. "Божественная Умай" М. Муканова и А. Жамхана С другой стороны, это изображение строится как икона (само слово "икона", как считают тюркологи, древнетюркское, и означает "открой душу"), и по краям лика, как на полях иконы, изображены клейма с картинами неторопливого степного жития. Художники в своих работах интересно интерпретируют вариации красного цвета, который имеет огромное значение в национальной казахской культуре, и здесь именно красный цвет держит композицию.

Очень интересная работа "Мудрец" Б. Досжанова. Мы видим фигуру шагающего мудреца, который несёт луну. Мифологема пути очень характерна для тюркской мифологии, особенно для кочевников, а луна — это сакральный символ, символ знания, интеллекта. Фигура верблюда тоже сакральна — это демиург, Создатель. Образы верблюда встречаются в петроглифах эпохи бронзы на территории Казахстана. "Мудрец", автор Б. Досжанов Верблюд также покрыт изображениями луны, и на его горбах мы тоже видим луну. Таким образом, художник показывает, что если человек собирает знания, мудрость, добрые поступки, то это всё уходит вверх, во вселенную. Таким образом с помощью наших добрых дел мы можем влиять на мир.

Персональная выставка Василисы Портновой

Василиса Портнова пояснила, что представляет на триеннале сразу три города: Ханты-Мансийск, где она живёт и работает сейчас, Красноярск, где она училась в Государственном институте искусств, и Магнитогорск, где прошло её детство и где она долгое время жила и работала. Она условно назвала свою выставку "25+" — по количеству лет, за которое создавались представленные работы. Председатель Екатеринбургского отделения Союза художников Сергей Айнутдинов, художницы Елизавета Манерова, Василиса Портнова и Татьяна Колточихина Выставка включает работы из нескольких больших серий разных периодов, поэтому в целом смотрится несколько разнородно. Первая серия "Хранительницы" — образы женщин-сосудов, женщин-камней.

Автор пояснила, что её интересует тема взаимодействия живого и неживого, трансформация камня, глины, выявление свойств глины — всё это соединяется в этих образах. Происходит некоторый аналитический разбор того, что есть керамика, что есть глина, что есть форма и как они взаимодействуют друг с другом. Василиса Портнова, работы из серии "Хранительницы" Другая большая серия, выставленная в малом зале — "Тема с вариацией". Это рассмотрение ритмической организации пространства при помощи форм, которые подобны по силуэту, но каждая имеет свой стилистический оттенок в зависимости от технологии изготовления и в зависимости от уровня стилизации.

Поскольку Василиса Портнова уже много лет преподаёт, отчасти серию можно рассматривать в качестве методического пособия, как один и тот же силуэт может по-разному читаться в зависимости от его обработки. Василиса Портнова, "Тема с вариацией" Третья серия — это формы, максимально приближенные к камню. Фигуры максимально статические, несущие в себе мощную энергию покоя.

Персональная выставка Татьяны Колточихиной

Татьяна Увинальевна Колточихина родилась в Москве, закончила Московский технологический институт по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности», в настоящее время живёт в Омске. Ещё со времён учёбы она полюбила батик и занимается им уже много лет. Батик Татьяны Колточихиной Художница рассказала, что вначале ставила перед собой задачу перевести технику батика, которая родилась в Индии и на Мадагаскаре, на российскую культуру. Мысль была о том, что не художник подчиняется технике, а техника подчиняется художнику. В первую очередь — личность художника, а всё остальное — материал и техника, которыми он владеет, как он излагает своё видение мира или создаёт придуманный мир — всё зависит от него. Батик Татьяны Колточихиной и керамика Василисы Портновой В дальнейшие годы, развивая эту мысль, Татьяна Колточихина начала думать о том, правильно ли называть текстиль, и в частности батик, декоративно-прикладным искусством. Ведь декоративное значит украшательское, а прикладное — носимое, а в рамках батика какую задачу ставит перед собой художник? Делать монументальные, станковые работы, или прикладные? Художница пояснила, что ей нравится и декоративное, и прикладное искусство, но в рамках одной выставки и в рамках каких-то проектов ей интересно решать другие задачи. Батик Татьяны Колточихиной Третье, о чём сказала Татьяна Колточихина, — ей всегда было интересно в технике батика передать изображения, которые когда-то делали древние народы Сибири. Переосмыслив, сделать их современную интерпретацию. Автор выразила желание, чтобы зритель проникся техникой батика и этими темами, и чтобы молодые художники не забывали об этой замечательной технике, где как и в живописи можно искать свой почерк, свои темы, выражать себя. Объединённая выставка продлится до 6 ноября. Адрес галереи Екатеринбургского отделения Союза художников России (Дом художника) — ул. Куйбышева, 97. Вход свободный. Время работы — с 10:00 до 18:00, выходной — воскресенье.


Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.