Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Город

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга



В городе три трамвайных депо. Западное — самое молодое, существенно разгрузившее два старых депо. Северное — самое большое, там же находится и Учебный центр ТТУ. Южное депо — самое старое, с него и начался Екатеринбургский трамвай. Там и находится Трамвайно-Троллейбусное Управление, ремонтный цех, общежитие, а также искомый музей.
 
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Музей занимает большую одну комнату в ТТУ. В нём установлены стенды с разнообразными фотографиями ключевых моментов истории трамвая Екатеринбурга, а также интересные экспонаты, связанные с трамваями и троллейбусами нашего города.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Например, снимок, сделанный во время пуска первого трамвая в Свердловске.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга


Трамвай на улице 8-го марта напротив Консерватории.В 1986-м году она была демонтирована.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга
Органы управления трамваев серий Х и МТВ-82

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга
Диспетчерский пульт
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга
Первые трамвайные рельсы с клеймами Демидовского завода (г.Невьянск)
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Компостеры:  тот, что поменьше, использовался в автобусах, а который побольше — в трамваях и троллейбусах.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга
А вот арифмометр «Феликс», которые выпускались полвека до появления электронных калькуляторов.Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Представлена в экспозиции также книга, выпущенная вагоновожатым Крутовым о безаварийном вождении и, что интересно, об экономии электроэнергии во время движения, которая при его управлении достигала 50 процентов.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города ЕкатеринбургаПредставлен там Пульт управления трамваем «Спектр-1»

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Есть и примечательные почти-диарамы, иллюстрирующие жизнь Екатеринбурга купеческого.

Но самое интересное для меня было дальше. На территории самого депо установлены четыре трамвайных вагона. Они долгие годы использовались как кладовки-сарайчики и были в ужасном состоянии, но сейчас проходят реставрацию.

Они расположены  на территории депо и по пути к вагонам есть много чего интересного. Мойка трамваев:

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга 


Это один из первых трамваев нашего города, серия «Х», с которых и началась история Екатеринбургского трамвая. Посидел в его кабине, весьма неудобно — сбоку существенно мешает контроллер, кабина тесная, а органы управления довольно тугие и тяжёлые.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города ЕкатеринбургаМузей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга 


Его салон. Трамвай не был оснащён отоплением, окна открывались как в электричках, сдвигом вверх, деревянный салон и неустойчивая заметно раскачивающаяся конструкция, невысокая скорость, шум… И всё таки это была революция!


Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

За ним следует не менее интересный МТВ-82, появившийся в конце 40-х годов. Например, в некоторых городах Украины они ходили аж до 90-х годов!
Управление осталось таким же, как в «Х», а вот салон преобразился, стал больше, просторнее и комфортнее. Посмотрите на фото, напоминает Т-3, использующиеся сейчас, не правда ли?
Во всей России сохранилось лишь три вагона МТВ-82. В Москве он еще и недоступен для обывателей, в музее Нижнего Новгорода есть один и вот один у нас, в Екатеринбурге


Музей Трамвайно-троллейбусного управления города ЕкатеринбургаМузей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

С 1958-го года с поставки новых Т-2 началось «засилие» чешской «Татры», вагоны которой составляют основу нашего трамвайного парка до сих пор.
Вагон пока не полностью реставрирован, как видите, но этим летом обещают закончить.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города ЕкатеринбургаМузей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

И, наконец, раритет, Татра К-2, единственный сохранившийся в России экземпляр этого трамвая-«гармошки».


Музей Трамвайно-троллейбусного управления города ЕкатеринбургаМузей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

кроме вагонов сохранился тут и грузовой троллейбус КТГ, правда, без штанг. В середине 20-го века на многих ветках использовались как грузовые троллейбусы, так и грузовые трамваи.

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

На выезде из депо установлено такое табло. В случае сложных погодных условий на нём зажигается соответствующая панель
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Три разнообразных снегоочистителя Южного депо.
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга


Особенно хотелось бы отметить роль директора музея Алексея. Ведь посещение музея совершенно бесплатно, зарплата там практически символическая, но энтузиазм Алексея, его идейность просто удивительна.
Благодаря ему и проводится массовая реставрация вагонов и постоянное пополнение экспозиции музея. Он действительно знает практически всё о Екатеринбургском трамвае и его истории.



использовалась информация: http://b-d-v.livejournal.com/104913.html

Еще фотографии от puerrtto:

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга

Музей расположен по адресу Степана Разина 51, доехать можно намаршрутках: 05, 05а, 035, 067, 077 , автобусах: 2, 19, троллейбусах: 1,5,6,9,11,14,15,20 до остановки «Трамвайный парк». Или трамваи: 1,4,5,9,14,15,25,27 — Остановка Фрунзе

Музей ТТУ на Яндекс.Картах

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.