По окраинам дореволюционного города. Челюскинцев.

Город

По окраинам дореволюционного города. Челюскинцев.



До 1917 года Екатеринбург рос медленно, за два века со дня основания городская застройка продвинулась от плотины городского пруда на север, запад и восток примерно на полтора километра. Расширению на запад препятствовал Верх-Исетский завод, формально являвшийся самостоятельным населённым пунктом, и болота с торфяниками. К северу и востоку город упёрся в линии железных дорог и не смог их преодолеть. Екатеринбург рос только к югу, но и в этом направлении была неизбежна встреча с Уктусом и Нижне-Исетском (ныне район Химмаша), которые также считались отдельными поселениями. Своих границ Екатеринбург достиг к концу 1870-х годов, после чего рост города практически остановился.

1. Северной окраиной города являлась улица с незамысловатым названием Северная (сейчас Челюскинцев), на карте выделена красными стрелками. С запада город ограничивался улицей Московской (синие стрелки), с юга — улицей Болотной, ныне Большакова (выделена зелёным). Южнее Болотной были ещё улицы, но они считались находящимися за городской чертой, поэтому назывались Загородными. Различались Загородные улицы по номерам: 1-я Загородная, 2-я Загородная и т. д. Это современные улицы Фурманова, Фрунзе, Щорса и т. д. Последней была 7-я Загородная, ныне улица Авиационная. Восточной границей Екатеринбурга служила улица 2-я Восточная, ныне просто Восточная (фиолетовые стрелки), одна из самых длинных улиц дореволюционного города. Очертания этих улиц на карте представляют собой шестиугольник, похожий на домик со срезанной крышей. То, что находится внутри «домика», сейчас официально считается центром современного Екатеринбурга. Однако, кроме Плотинки, Храма-на-Крови, отдельных мест на набережной городского пруда и видов со смотровой площадки «Высоцкого», больше ни о чем не пишут. Предлагаемая серия постов преследует цель разбавить эту однобокость.



2. Экскурсию по окраинам дореволюционного Екатеринбурга начнём с севера и будем двигаться против часовой стрелки. Сначала, по традиции, небольшая историческая справка. Улица Северная начала формироваться в 30-е годы XVIII века, когда на тогдашней западной окраине, на правом берегу пруда, возникла т. н. Ссыльная слобода. Кого туда ссылали — неясно. Первые дома появились в районе современных улиц Октябрьской революции, Февральской революции, Бориса Ельцина и Набережной Рабочей молодёжи. В первой половине XIX в. улица, ещё не имевшая официального названия, соединилась с Московской и окраинами ВИЗа. Название «Северная» появилось на плане 1880 года, когда был построен деревянный мост через пруд и застройка перешагнула на левый берег. К этому времени (1878 год) в Екатеринбург пришла железная дорога, и на севере города появился важный объект — железнодорожный вокзал. Улица Северная стала одним из двух подъездов к нему, существенно сократив путь с ВИЗа и западных окраин. По характеру застройки улица была «одинаркой», т. е. застроенной только с одной (южной) стороны. Абсолютное большинство домов были деревянными одноэтажными. Проживали в них лица мещанского сословия — торговцы и ремесленники. После открытия железной дороги на улице стали селиться железнодорожные служащие, а затем и рабочие двух паровых мельниц. Большие изменения произошли в середине 1920-х годов, когда в Свердловск было переведено Управление Пермской железной дороги. С этого времени улица «оккупирована» железнодорожниками, здесь построено здание Управления дороги, ДК железнодорожников, множество служебных зданий и жилых домов для работников дороги. В 1934 году, после приезда в город группы участников экспедиции на пароходе «Челюскин», улица получила своё нынешнее название. С этого же времени улица перестала быть окраиной города, т.к. севернее неё появилась регулярная застройка. В 1937 году по улице Челюскинцев был пущен трамвай, а в 1992-м открыта станция метро «Уральская». Осмотр улицы начнём с конца и будем двигаться сверху вниз.



3. Обратите внимание на карте выше на линию железной дороги, пересекающей Екатеринбург в общем направлении с запада на восток. Это не что иное, как главный ход Транссиба. У путепровода, который перекинут через пути, улица Челюскинцев заканчивается, отсюда же мы начнем свою прогулку. Вид на пути в сторону вокзала Екатеринбург-Пассажирский.



4. Вид улицы Челюскинцев от путепровода на запад. Слева — перекрёсток с улицей Восточной. Забор справа ограждает территорию Муниципального объединения автобусных предприятий — организации, регулирующей автобусное движение в городе.



5. Здание МОАП.



6. Поворот на проспект Космонатов. Выше по путепроводу проходят железнодорожные пути. Вот эта дырка — одно из немногих мест, где проходит сообщение двух частей города, разрезанных Транссибом, источник нервного расстройства водителей и головной боли властей. Пробки на этом перекрёстке — явление перманентное.



7. Движемся в сторону железнодорожного вокзала. Здание мельницы Борчанинова-Первушина, памятник промышленной архитектуры начала XX века. Построено в 1906-1908 г. г. купцом А. Е. Борчаниновым, который погиб в ходе строительства. В 1915 году мельница перешла к купцу Е. И. Первушину.



8. Рядом с мельницей расположена гостиница «Marins Park Hotel», бывший «Свердловск». Здание построено в 1969 году по проекту А. Б. Фишзона.


9. Напротив гостиницы находится привокзальная площадь со зданием т.н. «нового» вокзала, построенного в 1912 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина. Правда, с тех пор здание трижды подвергалось реконструкции и перестройке и утратило первоначальный облик. «Старый» железнодорожный вокзал (1878 год) расположен западнее и вид на него с улицы Челюскинцев закрыт соседними зданиями. Стоянка на площади — явление постсоветского времени. Разрабатывается множество планов избавления от неё, но пока все они остаются на бумаге.


10. 22 февраля 1962 года на площади был установлен памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Проект выполнен скульпторами В. М. Друзиным и П. А. Сажиным, рельеф на пьедестале работы В. З. Беляева.


11. Скульптуры поближе. Согласно легенде, танкиста П. А. Сажин делал с себя.


12. Ещё один вид на памятник. В пьедестале одновременно угадываются очертания уральской скалы и силуэт танковой башни.


13. Перекрёсток с улицей Свердлова, по которой идёт самый короткий путь от вокзала в центр города. Видны две достопримечательности: ДК железнодорожников и дом с башней.


14. Клуб дорпрофсожа им. А. А. Андреева (ныне ДК железнодорожников) построен в 1933 году по проекту архитекторов К. Т. Бабыкина, Е. С. Балакшина и др. Главный вход обращён на улицу Северную (Челюскинцев), сюда же ориентирован малый зрительный зал. Основной клубный объём вытянут вдоль Арсеньевской (Свердлова).


15. Основной объём здания вдоль улицы Свердлова. На эту сторону выходит длинный односторонний коридор с естественным освещением, вдоль которого были расположены комнаты для кружковой работы. В 1978 году в честь 100-летия Свердловской железной дороги в сквере возле ДК установлен макет паровоза отца и сына Черепановых.


16. Дом с башней построен в 1954 году по проекту архитектора В. В. Безрукова. Основной объём здания расположен вдоль улицы Свердлова, а на Челюскинцев выходит только торец с пристройкой в виде башни. Высказано множество догадок на тему того, что располагалось в башне в советское время. Скорее всего — ничего, башня использовалась в качестве наблюдательного пункта ПВО. Сейчас башню арендует то ли компьютерная, то ли дизайнерская компания. С башней связан коммунальный скандал, поднявший в своё время небольшую волну в СМИ. Дело в том, что в башне расположен единственный в доме лифт, но из-за него весь дом считается домом с лифтом и жильцы были вынуждены вносить соответствующую плату, хотя лифтом не пользовались. В конце-концов они возмутились и стали писать во все инстанции и, ЕМНИП, победили, плату за лифт с них не берут.


17. Рядом с ДК Железнодорожников расположено таинственное здание, занимаемое прокуратурой г. Екатеринбурга. В доступных мне источниках о нём нет никакой информации. Когда оно построено, кем, зачем — ничего толком не известно. Можно предположить, что дом был построен в 1880-х годах и принадлежал наследнице одного из пермских пароходовладельцев О. П. Карповой, которая открыла здесь транспортную контору.


18. В 1939 году по проекту Е. С. Балакшиной и А. Ю. Ехаукима к ДК железнодорожников была пристроена вторая очередь с большим зрительным залом, выдержанная в стиле неоклассицизма.


19. Благодаря тому, что конструктивистская и неоклассическая часть ДК визуально разделены зданием прокуратуры, их вид не вызывает диссонанса.


20. Напротив ДК железнодорожников в 1966-1968 г. г. построены четыре 10-этажных 54-квартирных дома (в кадр влезли три). Дома по первому этажу объединены крупным блоком обслуживания. Проект домов выполнен архитекторами В. Г. Кусенко и В. В. Пермяковым. Годы не пощадили внешний вид домов, с крыш исчезли характерные «птички». Подобные дома встречаются и в других районах города, например, на улице Шаумяна.


21. Вид улицы Челюскинцев от перекрёстка со Свердлова. Видны два здания, также претендующие в какой-то мере на роль достопримечательностей.


22. Торгово-деловой центр «Призма», едва не ставший очередным екатеринбургским долгостроем. Его строительство ведётся с 2004 года и, если бы всё шло по плану, именно это здание стало бы первым небоскрёбом Екатеринбурга (и России за пределами Москвы). Высота здания со шпилем 151 метр, 37 этажей. Проект выполнен ООО «Архитектурная мастерская БВН». Застройщик неоднократно мухлевал с документацией, в результате чего стройка растянулась на долгие годы. В последний год произошло оживление — ведутся отделочные работы в низкоэтажной части здания и облицовка высокоэтажной части. Очередной срок окончания строительства намечен на 2013 год.


23. Дорожный центр управления перевозками — первое здание в Екатеринбурге, построенное в стиле «хай-тек». Проект разработан архитекторами В. Колоснициным, А. Стариковым, Д. Гуреевым, Н. Солдатовой и др. Здание построено в 2003 году, состоит из двух объёмов — низкоэтажного (5 этажей) и высокоэтажного (17 этажей, 72 метра). Очень удачный пример здания «из стекла». К сожалению, последующие постройки в этом стиле не выдерживают никакой критики.


24. Вид ДЦУПа с «тыльной» части.


25. Вид следующего участка улицы Челюскинцев.


26. На этом участке по чётной стороне улицы концентрируются жилые дома. Сталинка 1956 года.


27. Гимназия № 155. Фото в какой-то мере историческое, потому, что изображённое на нём здание 1930-х годов постройки, уже снесено и сейчас на этом месте возводится новое. Строители обещают сохранить форму здания, напичкав его современным содержанием.


28. Девятиэтажка 447-й серии, кажется, единственный представитель этой серии на всей улице.


29. Здание проектно-изыскательного института «Уралжелдорпроект». Несколько зданий на улице Челюскинцев построены по проектам этого института.


30. Перекрёсток с улицей Братьев Быковых. Остановимся здесь и вернёмся немного назад, чтобы осмотреть противоположную сторону улицы Челюскинцев.


31. Здание ВНИИЖТ.


32. Ворота станции Екатеринбург-Товарный. Эта станция является предметом многолетних споров между городскими властями и железнодорожниками. По генеральному плану развития Екатеринбурга через территорию станции предполагается проложить улицу, которая по кратчайшему пути соединит район Заречный с центром города. Железнодорожники вроде бы согласны потесниться, но требуют от города компенсацию работ по переносу путей. У города лишних денег, естественно, нет. Спор длится давно, несколько раз было достигнуто «принципиальное» согласие, но воз, т. е. станция, и ныне там.


33. Вид этого участка Челюскинцев от ДЦУПа до ИВЦ Свердловской железной дороги.


34. Здание информационно-вычислительного центра Свердловской железной дороги, построено в 1982 году.


35. Главный вход ИВЦ.


36. Здание Управления Свердловской железной дороги. Главной изюминкой здания является время его постройки — 1928 год. Мы привыкли, что конец 1920-х — начало 1930-х годов — это время торжества конструктивизма, однако перед нами типичный представитель неоклассицизма, правда ещё не совсем сталинского. Автор проекта К. Т. Бабыкин в 1910-е годы много работал в жанре функционального модерна, предшественника конструктивизма, позднее создал и несколько образцовых конструктивистских проектов, например, показанный выше ДК железнодорожников. Как видим, его талант был очень разносторонним.


37. Главный фасад, выходящий на улицу Челюскинцев.


38. Восточный боковой фасад. Здание Управления дороги в плане четырёхугольное, с закрытым внутренним двором, построено на возвышенности. По углам здания расположены массивные полуротонды, накрытые куполами и напоминающие бастионы. Всё это делает здание похожим на замок.


39. Западный боковой фасад.


40. Тенденция последних лет — неумеренное распространение малых архитектурных форм. Железнодорожники тоже не смогли устоять и понатыкали у здания Управления разных «украшений». Глобус, опоясанный железной дорогой, на постаменте, стилизованном под обрезки рельсов.


41. Часы в ретро-стиле. Видимо, кто-то из ж/д начальников побывал в Лондоне и впечатлился Биг-Беном.


42. Фонтан на площадке перед входом.


43. С этой площадки осмотрим чётную сторону улицы. Здесь расположены жилые дома, построенные в разное время для работников дороги. Дом по проекту В. В. Безрукова, построенный в 1941 году.


44. Жилой дом 1932 года, выходящий на Челюскинцев торцом.


45. Жилой дом 1932-1934 г. г.


46. В 1929 году рядом со зданием Управления был построен жилой дом для руководства Свердловской железной дороги. Перед ним был посажен садик, который за минувшие годы разросся и блокировал возможность сфотографировать здание целиком. Поэтому даю только части дома. Восточное крыло.


47. Центральная секция.


48. Западное крыло.


49. Тем временем мы подошли к городскому пруду. Здесь, на самом берегу, в 1884 году купцом И. И. Симановым была открыта паровая мельница. Проект мельницы был выполнен московской фирмой «С. А. Добров и Б. И. Набгольц». В настоящее время здесь работает Екатеринбургский мукомольный завод. В соответствии с генеральным планом развития Екатеринбурга планируется вывод предприятия за городскую черту, вроде бы для него уже построено здание недалеко от Каменска-Уральского. Территорию же мельницы предполагается отдать под коммерческую застройку, в связи с чем местные граждане с активной жизненной позицией уже приготовились к откладке кирпичей под девизом «Коррупционеры из мэрии и ворюги-строители уничтожают очередной памятник истории и культуры». Правда, ТЗ на застройку ставит жесткое условие — комплекс исторических зданий мельницы должен быть сохранён. Как из этой ситуации будут выкручиваться обе стороны, посмотрим. Вид на главный корпус мельницы и двор с улицы Челюскинцев. Первоначально здание было четырёхэтажным, позднее надстроено.


50. Мост через городской пруд. Первый мост на этом месте был сооружён в 1881 годы на средства купца и одновременно городского головы В. В. Кривцова, по имени которого и был назван Кривцовским. Мост был деревянным. В конце XIX века его реконструировал мучной король И. И. Симанов, благодарные сограждане тут же прозвали мост Симановским. В 1904 году И. И. Симанов разорился и его мельница, расположенная рядом, отошла братьям Макаровым. С тех пор мост известен под названием Макаровского. Нынешний железобетонный Макаровский мост построен в 1959 году по проекту московского института «Гипрокомундортранс». В 2005 году мост реконструирован, однако нещадная эксплуатация делает своё чёрное дело, мост снова нуждается в реконструкции.


51. Посмотрим какие виды открываются с Макаровского моста. Сначала взгляд на север. Слева видны высотки на Кренкеля (ближе) и Юмашева (дальше). Вдали по левому берегу Исети видны Визовские градирни. Та часть левого берега (на фото справа), что ближе к нам, до революции называлась Генеральскими дачами, там находились дачи главного начальника горных заводов Хребта Уральского генерала от артиллерии В. А. Глинки и других горных командиров. Место было достаточно глухое, хоть и расположенное недалеко от города. В советское время оно было известно главным образом тем, что здесь тренировались в стрельбе боевики рабочих дружин, которые формировал Я. М. Свердлов для борьбы с самодержавием. Как их всех здесь не накрыла полиция — до сих пор является исторической загадкой. В 1960-х годах тут был построен комплекс зданий Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта, ныне Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС).


52. УрГУПС поближе. Главное здание было построено в 1964 году.


53. Левый берег пруда к северу от Макаровского моста. Слева направо видны: высотка на Машинистов, 3, высотка на Гражданской, 11, дома на Кимовской и Некрасова.


54. Смотрим на юг, в сторону центра города. Комплекс Екатеринбургского мукомольного завода (Симановская мельница) и высотка по переулку Красному на левом берегу городского пруда. Перед ними — набережная.


55. Стадион «Динамо», за ним Храм-на-Крови. Правее Храма виден краешек брежневского офисника, здания Управления газопровода «Бухара-Урал», ныне Газпромтрансгаз. Ещё правее — оранжевое здание Уральской государственной сельскохозяйственной академии на Карла Либкнехта. Над ним возвышается здание БЦ «Вознесенский» на Первомайской. Левее Храма видна голубая колокольня Вознесенской церкви на Вознесенской горке. Жёлтое здание с зелёной крышей — усадьба Расторгуева-Харитонова. Выше него — гостиничный комплекс «Вознесенский» и БЦ «Манхэттен» на Мамина-Сибиряка.


56. Слева направо: комплекс зданий Уральского приборостроительного завода, резиденция губернатора Свердловской области, дом Севастьянова, здание Уралобкома на площади Труда, дом главного горного начальника. Над ними возвышаются «Антей» и «Высоцкий».


57. Правый берег городского пруда. Слева направо: Драмтеатр и здание правительства Свердловской области, правее на берегу пруда БЦ «Демидовский», ныне переданный Центру Б. Н. Ельцина. За ним гостиница «Хайатт» и ЖК «Февральская революция». У правого края фото БЦ «Президент».


58. Переходим мост и останавливаемся на перекрёстке Челюскинцев и Бориса Ельцина. На углу — здание Екатеринбургской электросетевой компании, 1999 год, первое здание в Екатеринбурге со стеклянной пирамидой на крыше. Первоначально здание выглядело очень интересно — у него отсутствовал второй этаж. Дело в том, что во внутреннем дворе здания находится подстанция «Новая» и на случай взрыва между этажами было оставлено пространство для прохода взрывной волны. Позднее эта пустота была заделана. За зданием ЕЭСК видны бизнес-центры «Президент» и «Демидовский».


59. Улица Бориса Ельцина, вид на площадку будущего Екатеринбург-Сити. Слева — гостиница «Хайатт», по центру — ЖК «Февральская революция», самое высокое жилое здание в России за пределами Москвы, 48 этажей. В настоящее время здесь ведётся строительство башни «Исеть», которая по высоте должна перегнать «Высоцкого».


60. Офис «Екатеринбург-Сити» на перекрёстке Челюскинцев и Октябрьской революции.


61. По нечётной стороне Челюскинцев располагается застройка, возраст которой мне трудно определить. Вот деревянное здание, то ли дореволюционное, то ли предвоенное.


62. Здание старой городской больницы, 1870-е годы.


63. Далее идут несколько деревянных двухэтажек 1945 года постройки, числящихся по Папанина, но выходящих на Челюскинцев.


64. Ближе к началу улицы находится комплекс зданий бывшей глазной лечебницы, в которой работал известный екатеринбургский врач А. А. Миславский. Лечебный корпус, построен в 1906 году, ныне находится на реконструкции.


65. Жилая 20-этажка на углу Челюскинцев и Маршала Жукова.


66. Взгляд назад. Видна недостроенная 33-этажная башня БЦ «Демидовский», жилой дом на углу с Маршала Жукова и деловой центр «Микрон».


67. Ещё один вид улицы в направлении на восток.


68. Самый первый дом на улице — общежитие 1956 года постройки, снова с башенкой ПВО на крыше.


69. Поворот на улицу Московскую, которую мы осмотрим в следующей серии.


Оригинал


Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.