Привычные улицы с необычного ракурса, ч.2

Город

Привычные улицы с необычного ракурса, ч.2

Дворики в историческом центре Екатеринбурга.



Продолжение серии статей, в которых мы выясняем, как выглядит изнанка улиц и что скрывается за привычными фасадами, мимо которых мы ходим и ездим каждый день. Первую часть нашей прогулки смотрите здесь.

В прошлый раз мы заглянули во дворики старинного «торгового квартала» на нечётной стороне улицы 8 Марта и остановились у перекрёстка 8 Марта и Радищева.

Перейдём на другую сторону. Красивое двухэтажное здание с куполами и лепными завитушками — доходный дом купца Первушина, 1906 года постройки. Евгений Первушин был мукомолом и хлеботорговцем из известной династии, его отец был одним из крупнейших на Урале поставщиков муки. Проект дома разработал популярный в то время московский архитектор Павел Заруцкий. Дом строился как инвестиционное вложение, с самого начала его арендовали разные конторы. Изначально первый этаж с торговыми помещениями был изолирован от второго, жилого. При СССР это буржуазное излишество устранили, этажи соединили, но дом продолжали занимать магазины и организации, эта традиция сохраняется и по сей день.

В начале Великой Отечественной Войны в дом Первушина эвакуировали из Москвы всесоюзную радиостанцию вместе со всем оборудованием и дикторами. Именно отсюда, из подвала, передавал сводки Совинформбюро легендарный Юрий Левитан.

Левитан был для Гитлера «врагом №1», Германия вела на него охоту. Естественно, пребывание прославленного диктора в Свердловске было строжайше засекречено. Он жил здесь же в маленьком деревянном домике и мог позволить себе лишь одинокие прогулки в закрытом дворе. На первом этаже лично выходили в прямой эфир Алексей Толстой, Лев Кассиль, Агния Барто и другие выдающиеся деятели культуры, и даже они не знали, кто в то же время работал в подвале.

Об эвакуации Левитана на Урал стало известно лишь в 1965 году по воспоминаниям немногих свердловчан, которые встречались с ним. Сейчас на стене дома Первушина со стороны улицы 8 Марта висит памятная доска Юрию Левитану.

В наше время двор дома Первушина тоже закрыт, внутрь никак не попасть, поэтому мы пойдём дальше. Соседнее здание — чудо архитектуры 90-х. Кирпичный фасад с мраморной облицовкой — роскошь и красота по тем временам. Здание построила корпорация «Абак», рядом на улице Радищева есть другое здание такого же странного вида. «Абак» тогда был чем-то вроде «Гринвича», который сейчас как раз пожирает соседний квартал. Через 20-25 лет «Гринвич», наверное, будет смотреться так же нелепо, как эти домики сейчас. Справа от кирпично-мраморного «чуда» — дом купца Иванова в кирпичном стиле, построен в 1896 году по проекту главного архитектора Екатеринбурга Юлия Дютеля. Зайдём в арку. Внутри упираемся в железные ворота с будкой. А там за воротами — целый мир. Раньше здесь были службы и приусадебные участки, это огромная территория. В бывших хозяйственных постройках сейчас гаражи, склады, офисы, производственные помещения. Где-то там делают красивые неоновые вывески. Дальше — лавка и дом купца Бухонина, вторая половина XIX века, они соединены между собой воротами. Все лавки на этой стороне улицы расположены слева от домов, к которым относятся, и все выкрашены в «неправильные» цвета. Купец Иван Бухонин тоже торговал мукой-крупчаткой. Зайдём в подворотню. Опять упираемся в железные ворота, хоть и не кованые, но с претензией на художественность. За ними всё тот же мир производственных фирм, вдалеке видно БЦ «Суворов». Лавку и дом Бухонина надстроили в современные времена — хорошо видна граница старой кладки и новой. На советской фотографии у дома нет мансарды, а лавка ещё одноэтажная. При реставрации дома к тому же попытались сымитировать ручную кирпичную кладку, и вышло, мягко говоря, не очень. Старинная стена лавки, в которой окна несколько раз закладывали и снова прорубали, выглядит и то лучше. Дом Бухонина с другого ракурса. Здесь лучше видно надстроенный третий этаж и трогательные попытки современных строителей поиграть в старину — только посмотрите на эти милые маленькие лучковые оконца. Идём дальше. Дом купца Соснина, вторая половина XIX века. Дом выглядит гораздо приличнее, чем предыдущий, хотя это даже не реставрация, а реконструкция 1970-х годов. Его занимает детская спортивная школа по шахматам «Интеллект», она же Дворец шахмат. Здесь ворота тематические, с шахматными фигурами. И такие же тематические решётки на окнах. Просторный двор с громадными ёлками. В конце двора — странное неприступное здание без опознавательных знаков, по периметру обмотанное колючей проволокой. И всё тот же милый забор с шахматными фигурами. Вид из двора на второе крыло шахматного дворца. Скорее всего, его построили во время реконструкции в 70-х или позже. На первом этаже опять видны решётки с шахматными конями. Между старым и новым зданиями есть проходная арка. Через арку попадаем в соседний уютный дворик, редкий для Екатеринбурга двор-колодец. По виду напоминает европейский замок, но с кучей спутниковых тарелок, как в Азии. Двигаемся дальше. Лавка, снова в «неправильных» цветах, и дом Яринской с элементами неоготики, вторая половина XIX века. Одно из самых примечательных строений торгового квартала благодаря башенке и высоким стрельчатым окнам. Зайдем во двор дома Яринской. В дальней части лавки встречаем старинный деревянный козырёк с косой резной балкой (наверное, в архитектуре для неё есть специальный термин). Очень странно он выглядит в сочетании с новой железной дверью и гладкой оштукатуренной стеной. Такие же косые балки с заострёнными концами есть у козырька другого деревянного памятника Екатеринбурга — дома Панова. Со двора у особняка есть пристрой, а у подъезда почему-то собственная маленькая крыша с маленьким чердачком. Украшения на карнизе подъезда такие же, как на особняке, из этого делаем вывод, что маленькая крыша и чердачок были с самого начала. Сейчас здание занимают сразу семь разных отделов городской администрации — отдел культуры, отдел благоустройства, отдел экономики и другие. В дальней части двора — бывшие хозяйственные постройки, переделанные под гаражи. Службы построены в популярном тогда кирпичном стиле, и если присмотреться, раньше были очень красивыми — пилястры с филёнками, лучковые арки, карниз с теми же зубчатыми фестончиками. Хозяйственные постройки других усадеб выглядят намного проще. Интересно, для чего использовался такой деревянный чердак с дверцей? К службам сбоку пристроен двухэтажный флигель с такими же фестонами на карнизе. И здесь внезапно! Гиперионский погодный кирпич! В городской администрации, оказывается, работают люди с юмором. Кирпича нет, данные обновляются. Третья часть прогулки.

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.