Шабровский тальковый рудник. Старая линза.

Город

Шабровский тальковый рудник. Старая линза.



Широко известный карьер «Старая линза» привлекает множество туристов в любое время года, но мало кто знает историю данного карьера. В этом посте я предлагаю познакомиться с историей знаменитого Шабровского талькового рудника.
Месторождение талькового камня было известно еще с 1880-х годов и разрабатывалось в небольшом размере кустарным способом.
В конце 1930-го года, в связи с огромным недостатком огнеупорных материалов, президиумом ВСНХ СССР было вынесено постановление о форсировании промышленных разведок на уральских месторождениях талькового камня.
Так, по специальному распоряжению были начаты обследование и разведка Шабровского месторождения талько-магнезитового камня.


В течение 1931 года продолжалась разведка месторождения для оценки запасов и планирования рудника. Когда запасы были подсчитаны, приступили к проектированию рудника.
В период строительства рудника 1931-1932 часть леса была вырублена под рудничный поселок.
Рабочая сила вербовалась из поселков Горный Щит, Большое Седельниково, Перескачка.

Добыча талько-магнезитового камня производилась объединением «Уралтальк» (ныне Шабровский тальковый комбинат) открытым способом из карьера. В 1929-1930 годах карьер был невелик и имел глубину всего 10-12 метров.
Все работы производились вручную — блоки вырубались кайлами и затем отделялись ломами и клиньями. Полученные блоки тут же в забое распиливались обычными двуручными пилами на кирпичи стандартных размеров или вывозились конной тягой на поверхность и распиливались уже на поверхности.

Из рудничных построек был небольшой домик для десятника и один небольшой барак на 15-20 рабочих.
За время с 1930 года рудник значительно вырос, карьер увеличился в 4 раза. Был построен поселок с электрическим освещением, больницей и школами.
Вскрышные работы производились вручную, взрывным способом и экскаватором. Работали паровые экскаваторы «Менк-Гамброк» с емкостью ковша 0,8м3. Откатка осуществлялась вагонетками «Коппеля» и нефтяными мотовозами, если подъем откаточных путей небольшой. При более крутых откаточных путях использовали электрические лебедки.
В начале 1936 года длина карьера составляла примерно 200 м, ширина в средней части – 40-50 м, а глубина достигала около 30 м.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Рудник снабжался водой из старого затопленного карьера, питающегося водами поверхностного происхождения и родниками. Этот карьер остался после разработки Воздвиженской золотоносной россыпи.

В период с 1931 по 1936 годы талько-магнезитовый камень добывался в блоках стандартных размеров — 0.8х0.8х0.65 м. Получение таких блоков достигалось комбинированной работой электрических врубовых машин и пневматических перфораторных молотков. Разработка велась уступами.
Отделение блоков производилось помощью клиньев. Для этого 3-4 забойщика одновременно ударяли по клиньям и блок отделялся.
Полученные блоки при помощи кабель-крана и деррик-кранов поднимались из карьера на поверхность, где грузились на вагонетки и отвозились в распилочные цеха или в места ручной распиловки.

Северо-восточный борт. Подъем кабель-краном блока талько-магнезитового камня из карьера для распиловки. Справа работает деррик-кран.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

На руднике работало два кабель-крана. Сейчас от них остались только опоры и тросы над карьером.
Лестница на опору.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Наверху площадка с роликами и крепежными устройствами.
Все металлические элементы кованные и резанные. Никакой сварки.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Толщина металла около двух сантиметров
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Оконцовка несущего каната (троса)
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Для подъема блоков камня использовалась передвижная тележка с системой блоков.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Тележка перемещалась по толстому несущему канату (тросу) с помощью тягового каната (троса) меньшего диаметра. Спуск и подъем тележки, в свою очередь, осуществлялся с помощью подъемного каната (троса).
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Диаметр несущего каната (троса)
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Система направляющих роликов
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Ручную распиловку блоков производили обычными поперечными пилами.
Механический распиловочный цех состоял из станков с продольными пилами и станков со стальными дисковыми пилами.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Блоки на вагонетках вкатывались в станки с продольными пилами, где распиливались на пластины. Вскоре стальные пилы были заменены победитовыми резцами, что сократило время распиловки в 6 раз.
Далее пластины поступали на станки с дисковыми пилами, где распиливались уже на кирпичи.

В 1937 году рудник перешел на более простую и удобную систему получения кирпичей — с помощью установок А.М. Столярова, дающих возможность получать кирпичи непосредственно из забоя.
Каждая установка состояла из двух машин — первая машина с двумя дисками диаметром 1 метра с промежутком между ними 250 мм. Она шла впереди вдоль забоя и нарезала породу двумя вертикальными пропилами вкрест ее простирания.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Вторая машина имела 3 горизонтальных диска на одном валу и моторе и 4 вертикальных диска на другом валу и моторе. Она следовала за первой и давала уже готовые кирпичи.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

В пределах забоя машины перемещались на платформе, по рельсам узкой колеи. По мере разработки забоя, рельсы снимались и перекладывались.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Так выглядел забой для врубовых машин
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Остатки установки Столярова до сих пор можно найти на дне карьера, только с каждым годом она разрушается от вандалов. Если раньше, в 2008 году, она стояла еще целая, то в 2009 году уже стала разломана.

Таким образом установка Столярова одновременно давала 6 кирпичей, а при ровной стенке забоя — 8 кирпичей.
Получаемые кирпичи были сырыми и ломались при транспортировке, имея большой процент отходов. Для решения этой проблемы были построены две обжигательные печи, в которых производился обжиг кирпичей.

В 1970-х годах технический прогресс позволил получать огнеупорные кирпичи из молотого талька, путем флотации (обогащения), прессования и спекания. Так, в 1974 году карьер был законсервирован в связи с изобретением новых технологий в добыче и отработки запасов.
По специальным рельсам вниз спустили насосы и трубы для откачки воды.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Внизу переоборудовали насосную станцию с дежурным.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

По специальным траншеям грунтовые воды сводятся к насосной.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Для проходки траншей использовался баровый грунторез (огромная цепная пила), который сохранился до наших дней, правда сильно изуродованный уродами-вандалами.



Так же на дне карьера сохранился польский экскаватор КМ-602А. Такие машины выпускались в 1950-1980 годах в Польше на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI).
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»



Помимо техники, в карьере сохранились и другие металлические атрибуты — радиатор масляного трансформатора, катушка от пневморукава и др.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Особенностью карьера являются несколько живописных водопадов, которые красивы и зимой и летом. Зимой они превращаются в ярко-голубые ледники.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Сейчас карьер имеет глубину около 100 метров при длине 500 метров. Спуститься в карьер можно по старой деревянной лестнице, наверное ею еще пользовались горняки, спускавшиеся в забой для добычи камня.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»


Стены карьера после прохождения установки Столярова напоминают египетские пирамиды
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»



Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Западный борт карьер. В середине произошел обвал породы
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Вид на северный борт с уступа. Подняться по ступеням довольно легко, правда тальк сам по себе очень скользкий, поэтому требуется осторожность.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Юго-западный борт
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Дно карьера словно выложено тротуарной плитой, — это следы от машины Столярова.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Местами оно покрыто мхами и растительностью
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

За многие годы уступы карьера также покрылись ярко-зелеными мхами
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

На дне карьера даже есть туалет для дежурного насосной станции и для посетителей.
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»

В юго-восточном борту есть небольшой родник с чистой водой
Шабровский тальковый рудник, карьер «Старая линза»




Сейчас Шабровский тальковый комбинат производит добычу талька на новом месторождении — в карьере «Новая линза», который находится по соседству.

Добраться на автомобиле можно: по Полевскому тракту до поселка Шабровский. У автобусной остановки поворачиваем налево. Справа видим двухэтажное здание, ворота с едва понятной надписью «Шабровский тальковый комбинат». Карьер находится на территории рудника, проезд на автомобиле возможен только до проходной, далее свободный проход пешком; либо от нефтебазы едете к станции Сысерть, заезжате в нее и поворачиваете перед переездом налево, далее пилите до Шабров, ну и там уже проходная. Кидаете машину и по шпалам, как только заканчивается забор — в лес по протоптанной дорожке 

Карьер на карте

спасибо за информацию: http://mishainik.livejournal.com

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.