Как дети становятся цирковыми артистами

Люди

Как дети становятся цирковыми артистами

«Ура, ура! Я в цирк иду!» Личный опыт: о гастролях, травмах и о самом лучшем детстве, какое только может быть.

В цирковую студию при Екатеринбургском цирке я пришла четырёхлетним ребёнком почти 15 лет назад, да так и осталась. Я и подумать не могла, насколько меня увлечёт цирковая жизнь. Я на сцене Дворца культуры в Ревде выступаю с номером «Эквилибр на моноцикле»

Всё началось с Драгунского

Старшего брата мама отдала в студию просто «для общего развития», а через три года заниматься пошла и я. Тогда я уже твёрдо решила, какой жанр выберу. Мама читала мне «Денискины рассказы» Драгунского, где одной из героинь была девочка на шаре. Сказать, что она поразила меня — ничего не сказать. Я пришла и гордо заявила:
Хочу стоять на шаре!
Вместе со мной в студию пришли ещё пять девочек моего возраста, и за нами быстро закрепилось прозвище «шесть мелких». Я единственная из шести, кто всё ещё продолжает заниматься, но мы крепко сдружились и продолжаем общаться. Иногда в шутку называем себя «мелкими». Юные артистки Арина, Лера и Настя из средней группы готовятся выйти на сцену с танцевальным номером «Перепляс» в Русском доме в Берлине У каждого в студии своя история. Чуть позже пришёл Артём, который с самого детства восхищался знаменитым фокусником Амаяком Акопяном.

Фокусы в студии тогда ещё не преподавали, но Артёму разрешили заниматься и даже нашли преподавателя, у которого, кстати, сейчас уже целая группа будущих фокусников. В перерывах Артём развлекал нас новыми фокусами. Секретами никогда не делился, как бы ни просили! Артём сейчас учится в колледже искусств и культуры на цирковом отделении

Чему и как учат в «Арлекино»

В студии учат разному: балансировать на проволоке, жонглировать, смешить других так, чтобы самому не рассмеяться. Каждый выбирает себе жанр по душе.

Если не определился, преподаватели помогут. Развита гибкость — попробуй акробатику или гимнастику. Хорошо сохраняешь равновесие — можно остановиться на эквилибристике. Ловкий — подойдёт жонглирование. Остальные жанры тоже преподают, но уделяют им меньше времени и сил. Соня, Яна и Снежана выступают с номером «Вольностоящие лестницы» в загородном оздоровительном лагере Сейчас в студии появились и другие жанры циркового искусства: воздушное кольцо, хореография, фокусы и даже дрессура. В загородной резиденции в посёлке Горный Щит живут три цирковые собаки, и ребята могут их дрессировать.

Каждый цирковой жанр осваивают в группах по 5-7 человек с одним преподавателем. В группе по жонглированию учатся кидать мячики, кольца или булавы. Некоторые жонглируют диаболо или оригинальными предметами — тарелками, шляпами. «Некоторые жонглируют диаболо» На эквилибристике стоят на шаре, на руках или на вольно стоящей лестнице. Кто-то балансирует на свободной проволоке или учится ездить моноцикле.
Диаметр циркового манежа — ровно 13 метров. Это минимальный размер круга, по которому может бегать лошадь.
Дети 4-6 лет занимаются три часа в неделю в фойе цирка на втором этаже. Основная группа — в будни по 2 часа на репетиционном манеже. Он расположен рядом с основным и по размерам не уступает — ровно 13 метров. Только здесь нет зрительных мест, а вместо кулис — обычные двери. После основной разминки ребята распределяются по жанрам и тренируются самостоятельно, а преподаватели дают дополнительные советы или страхуют. Диаболо, а не «диабло» 😉 Это Виктория из «мастерской» выступает на отчётном концерте с номером «Диаболо» Раз в год перед летними каникулами в студии устраивают дни самоуправления. Ниже на фото как раз попал момент, когда дети на тренировке всячески «издевались» над преподавателем Андреем Анатольевичем, заставляя выполнять разные упражнения. Справа улыбается второй «ученик» Артём Юрьевич, но до него очередь ещё не дошла. Репетиционный манеж не отличается от основного Ещё в студии есть «Клоунская мастерская». Туда принимают уже взрослых ребят с 14 лет. Все концерты, которые проводятся в цирке и за его пределами: разные загородные площадки, летние лагери, школы, детские сады — всё это организует «мастерская». Выступать могут не только взрослые, но и маленькие воспитанники, если у них уже есть готовый номер.

Я уже пятый год работаю в «Мастерской», а некоторые ребята оттуда сейчас учатся в цирковом училище. Может, после учёбы они вернутся в «Арлекино» уже как педагоги. Катя Филатова — художественный руководитель и основатель Клоунской мастерской — на празднике в лагере «Маяк»

Мой первый цирковой номер

С каждой тренировкой мне всё больше хотелось походить на героиню «Денискиных рассказов».

Мне преподавала эквилибристику Екатерина Филатова — художественный руководитель студии. Она ставит всем ребятам в «Арлекино» цирковые номера. Её младшая сестра Мария преподает гимнастику, а их папа Игорь Филатов — директор студии, поэтому Катя с Машей занимаются здесь с малых лет.
Спустя пару лет, стоя на шаре, я управлялась с пятью хулахупами.
Однако для номера этого было недостаточно, а мне хотелось поскорей выйти на цирковую арену, и я старалась как можно быстрее разучивать новые элементы или добавлять новый реквизит. Так появились скакалка и булавы для жонглирования. Сначала я стояла на шаре и крутила обручи, потом меняла реквизит на скакалку, а в конце номера начинала жонглировать булавами, всё ещё стоя на шаре. Костюм для номера «Девочка на шаре» сшили в костюмерной цирка Когда Катя сказала, что для номера этого вполне хватает, началось самое интересное — подготовка циркового номера. Я оставалась после тренировок на вечерние репетиции или приходила в цирк в выходные. Конечно, погулять с друзьями мне хотелось очень, но мечты о выходе на цирковую арену были сильнее.

А дальше всё как у актеров при разучивании роли: преподаватель ставит цирковые упражнения в правильную последовательность, хореограф разучивает с тобой танцевальные элементы, художественный руководитель монтирует подходящую для номера музыку. Постепенно все части «склеиваются» в единое целое со своей идеей и музыкальным сопровождением. Так и рождается цирковой номер. Слева — худрук Катя Филатова за кулисами перед номером «Танец инопланетян». Справа — Вика с номером «Диаболо» в летнем школьном лагере Мой первый костюм для номера «Девочка на шаре» сшили в костюмерной цирка: голубой купальник и светлая юбка в тон. Недавно на репетиции я увидела их на девочке, которая пришла заниматься пару месяцев назад. Приятно, что костюм, из которого я давным-давно выросла, кому-то пригодился.

Первые гастроли с «Арлекино»

Со временем я стала выступать с другими артистами студии на разных площадках города. В основном это были торговые центры, школы и загородные лагеря. С каждым удачным выступлением желание быть частью цирковой жизни было всё сильнее. А дальше начались гастроли. Клоун Евгеша — Евгений Беликов — душа нашей клоунско-мастеркой компании. Фото сделано в Гринвиче, мы тогда работали на Ночи распродаж с восьми вечера до полуночи Мой первый гастрольный тур состоялся, когда мне исполнилось 10 лет. С другими ребятами, у которых тоже уже были свои цирковые номера, мы оказались в Чехии на серьёзном цирковом фестивале.

За время тура в Праге мы выступили на трёх площадках: в торговом центре, в передвижном цирке «Шапито» и на главной сцене в центре города, где цирковое мастерство уже оценивало чешское жюри. Мы взяли Гран-При! После этих гастролей тренировки для нас стали бесплатными. В Берлине едем из аэропорта в отель, уставшие, но довольные Спустя ещё 3 года упорных ежедневных тренировок завоёвывать призовые места мы поехали во Францию и Германию. В дополнение к номеру «Девочка на шаре» у меня появились новые цирковые номера: «Групповые скакалки», «Акробаты-эксцентрики», «Эквилибр на моноцикле». Позже с последним я завоевала Гран-При на фестивале в Сочи. Кроме зарубежных гастролей, мы ездили и по России — «от Москвы до самых до окраин».

А как же травмы?

Несмотря на всю лёгкость трюков и широкую улыбку артиста, цирковое искусство — тяжёлый труд, и к нему надо подходить с полной ответственностью. На каждой тренировке или выступлении получить серьёзные травмы даже легче, чем кажется на первый взгляд.

Чаще всего ребята травмируют руки. Рядом с репетиционным манежем всегда работает медпункт, где врач окажет первую помощь до приезда «скорой». Раньше я там была частым гостем. Родители даже здоровались с врачом, когда приводили меня на тренировки, на что врач улыбалась и спрашивала, всё ли у меня в порядке. К счастью, фатальных случаев в «Арлекино» не было, но многие родители забирали ребёнка из студии после первой же полученной травмы. К травмам в цирке относятся спокойно, ведь без падений не бывает взлётов За всё время цирковой деятельности я получила три перелома, на восстановление после которых уходили месяцы! Серьёзный перелом руки чуть не стоил мне поездки в Берлин, но я убедила художественного руководителя, что смогу выступить достойно. Гастроли пропускать мне не хотелось, особенно если они выпадали на контрольную по математике.

Однажды я сломала локоть на акробатической поддержке, и пришлось на три недели забыть о студии. Когда вернулась к тренировкам, поняла, что из-за травмы не могу выполнять сложные поддержки с партнёром. Целый месяц я возвращала себя в прежнюю форму и заново оттачивала элементы в номере, ходила на дополнительные занятия в выходные.

Мой партнёр тоже не избежал травм — прямо перед поездкой на цирковой фестиваль в Сибирь травмировал шею и поехал в специальном воротнике Шанца. Он снимал его только на репетициях и выступлении. И даже с этой травмой нашему дуэту удалось завоевать призовое место.

Отчётные концерты на манеже: выступают все

В конце каждого года артисты «Арлекино» показывают, чему научились, в отчётном концерте на главном манеже цирка. Год назад было продано рекордное количество билетов: все ряды с первого по десятый были заняты. Преподаватели обычно ставят собственный отдельный номер и выходят с ним в конце представления, закрывая очередной сезон тренировок. Выступить на манеже может кто угодно, был бы номер. Однажды в отчётном концерте вместе со всеми на манеж вышла моя мама. Она всегда приводила нас с братом на тренировки и ждала, но просто сидеть несколько часов на месте не могла, поэтому решила попробовать себя в жанре «Мячики на отскок». Это как жонглирование, только тут мячики летят не вверх, в вниз, и с ними можно выполнять разные трюки.

Ей выдали каучуковые цирковые мячики и доску, и мама начала учиться. За несколько лет сама освоила 7 мячей. Директор студии даже называл её уникальной. Тренировочные будни Мама сама придумала себе номер, и её выпустили на манеж, это был её первый выход на арену. Объявляли её по-особенному: «родители тоже хотят выступать». «Родители тоже хотят выступать» Некоторые педагоги студии были воспитанниками «Арлекино». Два года назад мой брат Егор впервые вышел на манеж в качестве педагога.

Я всё детство занимался в студии, но не думал, что получу от директора предложение стать педагогом. К такой ответственности сначала был не готов, но желание передать ребятам своё умение было сильнее. Я преподаю детям жонглирование, акробатику и эквилибристику, сам работаю несколько номеров в этих жанрах. Артисты «Клоунской мастерской» к такому изменению как-то не привыкли: в шутку зовут по имени-отчеству (смеётся). С тех пор прошло два года, и к должности я уже привык,

— делится Егор.

Он пришёл в студию в 5 лет, а сейчас ему 23, и все эти годы он занимался, а потом стал преподавателем. Егору предложили эту должность после успешного выступления на фестивале в Швеции с номером «Эквилибр на катушках».

Страх сцены и дальнейшие планы

Чтобы ходить в «Арлекино», достаточно хотеть этого, а всему остальному тебя и так научат. Стеснение сцены у меня прошло после месяца выступлений, так что даже самый застенчивый ребёнок может стать настоящим артистом цирка. Было бы желание!

Сейчас тренировки в цирковой студии временно приостановлены из-за смены руководства Екатеринбургского цирка. Воспитанники, педагоги и родители надеются на скорый исход проблемы и с нетерпением ждут возобновления тренировок. Клоунская мастерская пока тоже не работает, но сразу же продолжит репетиции и подготовку к детским праздникам ещё усердней из-за длительного перерыва. Я, пока в студии нет тренировок, стараюсь поддерживать себя в форме: хожу в тренажёрный зал, много гуляю пешком. Дальнейшую жизнь с цирком связывать не планирую — учусь на третьем курсе факультета журналистики и буду работать уже по профессии. Цирковое искусство останется как хобби. С удовольствием бы привела в студию своих будущих детей, ведь я очень хочу, чтобы такое же насыщенное детство, как у меня, было и у них.

Фотографии из личного архива героя и автора статьи. Использование на сторонних ресурсах запрещено.





Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте