
Люди
Как дети становятся цирковыми артистами
«Ура, ура! Я в цирк иду!» Личный опыт: о гастролях, травмах и о самом лучшем детстве, какое только может быть.

Всё началось с Драгунского
Старшего брата мама отдала в студию просто «для общего развития», а через три года заниматься пошла и я. Тогда я уже твёрдо решила, какой жанр выберу. Мама читала мне «Денискины рассказы» Драгунского, где одной из героинь была девочка на шаре. Сказать, что она поразила меня — ничего не сказать. Я пришла и гордо заявила:Хочу стоять на шаре!Вместе со мной в студию пришли ещё пять девочек моего возраста, и за нами быстро закрепилось прозвище «шесть мелких». Я единственная из шести, кто всё ещё продолжает заниматься, но мы крепко сдружились и продолжаем общаться. Иногда в шутку называем себя «мелкими».

Фокусы в студии тогда ещё не преподавали, но Артёму разрешили заниматься и даже нашли преподавателя, у которого, кстати, сейчас уже целая группа будущих фокусников. В перерывах Артём развлекал нас новыми фокусами. Секретами никогда не делился, как бы ни просили!

Чему и как учат в «Арлекино»
В студии учат разному: балансировать на проволоке, жонглировать, смешить других так, чтобы самому не рассмеяться. Каждый выбирает себе жанр по душе.Если не определился, преподаватели помогут. Развита гибкость — попробуй акробатику или гимнастику. Хорошо сохраняешь равновесие — можно остановиться на эквилибристике. Ловкий — подойдёт жонглирование. Остальные жанры тоже преподают, но уделяют им меньше времени и сил.

Каждый цирковой жанр осваивают в группах по 5-7 человек с одним преподавателем. В группе по жонглированию учатся кидать мячики, кольца или булавы. Некоторые жонглируют диаболо или оригинальными предметами — тарелками, шляпами.

Диаметр циркового манежа — ровно 13 метров. Это минимальный размер круга, по которому может бегать лошадь.Дети 4-6 лет занимаются три часа в неделю в фойе цирка на втором этаже. Основная группа — в будни по 2 часа на репетиционном манеже. Он расположен рядом с основным и по размерам не уступает — ровно 13 метров. Только здесь нет зрительных мест, а вместо кулис — обычные двери. После основной разминки ребята распределяются по жанрам и тренируются самостоятельно, а преподаватели дают дополнительные советы или страхуют.


Я уже пятый год работаю в «Мастерской», а некоторые ребята оттуда сейчас учатся в цирковом училище. Может, после учёбы они вернутся в «Арлекино» уже как педагоги.

Мой первый цирковой номер
С каждой тренировкой мне всё больше хотелось походить на героиню «Денискиных рассказов».Мне преподавала эквилибристику Екатерина Филатова — художественный руководитель студии. Она ставит всем ребятам в «Арлекино» цирковые номера. Её младшая сестра Мария преподает гимнастику, а их папа Игорь Филатов — директор студии, поэтому Катя с Машей занимаются здесь с малых лет.
Спустя пару лет, стоя на шаре, я управлялась с пятью хулахупами.Однако для номера этого было недостаточно, а мне хотелось поскорей выйти на цирковую арену, и я старалась как можно быстрее разучивать новые элементы или добавлять новый реквизит. Так появились скакалка и булавы для жонглирования. Сначала я стояла на шаре и крутила обручи, потом меняла реквизит на скакалку, а в конце номера начинала жонглировать булавами, всё ещё стоя на шаре.

А дальше всё как у актеров при разучивании роли: преподаватель ставит цирковые упражнения в правильную последовательность, хореограф разучивает с тобой танцевальные элементы, художественный руководитель монтирует подходящую для номера музыку. Постепенно все части «склеиваются» в единое целое со своей идеей и музыкальным сопровождением. Так и рождается цирковой номер.

Первые гастроли с «Арлекино»
Со временем я стала выступать с другими артистами студии на разных площадках города. В основном это были торговые центры, школы и загородные лагеря. С каждым удачным выступлением желание быть частью цирковой жизни было всё сильнее. А дальше начались гастроли.
За время тура в Праге мы выступили на трёх площадках: в торговом центре, в передвижном цирке «Шапито» и на главной сцене в центре города, где цирковое мастерство уже оценивало чешское жюри. Мы взяли Гран-При! После этих гастролей тренировки для нас стали бесплатными.

А как же травмы?
Несмотря на всю лёгкость трюков и широкую улыбку артиста, цирковое искусство — тяжёлый труд, и к нему надо подходить с полной ответственностью. На каждой тренировке или выступлении получить серьёзные травмы даже легче, чем кажется на первый взгляд.Чаще всего ребята травмируют руки. Рядом с репетиционным манежем всегда работает медпункт, где врач окажет первую помощь до приезда «скорой». Раньше я там была частым гостем. Родители даже здоровались с врачом, когда приводили меня на тренировки, на что врач улыбалась и спрашивала, всё ли у меня в порядке. К счастью, фатальных случаев в «Арлекино» не было, но многие родители забирали ребёнка из студии после первой же полученной травмы.

Однажды я сломала локоть на акробатической поддержке, и пришлось на три недели забыть о студии. Когда вернулась к тренировкам, поняла, что из-за травмы не могу выполнять сложные поддержки с партнёром. Целый месяц я возвращала себя в прежнюю форму и заново оттачивала элементы в номере, ходила на дополнительные занятия в выходные.
Мой партнёр тоже не избежал травм — прямо перед поездкой на цирковой фестиваль в Сибирь травмировал шею и поехал в специальном воротнике Шанца. Он снимал его только на репетициях и выступлении. И даже с этой травмой нашему дуэту удалось завоевать призовое место.
Отчётные концерты на манеже: выступают все
В конце каждого года артисты «Арлекино» показывают, чему научились, в отчётном концерте на главном манеже цирка. Год назад было продано рекордное количество билетов: все ряды с первого по десятый были заняты. Преподаватели обычно ставят собственный отдельный номер и выходят с ним в конце представления, закрывая очередной сезон тренировок.
Ей выдали каучуковые цирковые мячики и доску, и мама начала учиться. За несколько лет сама освоила 7 мячей. Директор студии даже называл её уникальной.


— делится Егор.Я всё детство занимался в студии, но не думал, что получу от директора предложение стать педагогом. К такой ответственности сначала был не готов, но желание передать ребятам своё умение было сильнее. Я преподаю детям жонглирование, акробатику и эквилибристику, сам работаю несколько номеров в этих жанрах. Артисты «Клоунской мастерской» к такому изменению как-то не привыкли: в шутку зовут по имени-отчеству (смеётся). С тех пор прошло два года, и к должности я уже привык,
Он пришёл в студию в 5 лет, а сейчас ему 23, и все эти годы он занимался, а потом стал преподавателем. Егору предложили эту должность после успешного выступления на фестивале в Швеции с номером «Эквилибр на катушках».

Страх сцены и дальнейшие планы
Чтобы ходить в «Арлекино», достаточно хотеть этого, а всему остальному тебя и так научат. Стеснение сцены у меня прошло после месяца выступлений, так что даже самый застенчивый ребёнок может стать настоящим артистом цирка. Было бы желание!Сейчас тренировки в цирковой студии временно приостановлены из-за смены руководства Екатеринбургского цирка. Воспитанники, педагоги и родители надеются на скорый исход проблемы и с нетерпением ждут возобновления тренировок. Клоунская мастерская пока тоже не работает, но сразу же продолжит репетиции и подготовку к детским праздникам ещё усердней из-за длительного перерыва.

Фотографии из личного архива героя и автора статьи. Использование на сторонних ресурсах запрещено.