![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](https://ural-n.ru/uploads/topics/preview/00/00/00/89/0ca50fdc19.jpg)
Город
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/cf04d2.png)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/7f4824.jpg)
Музей занимает большую одну комнату в ТТУ. В нём установлены стенды с разнообразными фотографиями ключевых моментов истории трамвая Екатеринбурга, а также интересные экспонаты, связанные с трамваями и троллейбусами нашего города.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/c4cdbd.jpg)
Например, снимок, сделанный во время пуска первого трамвая в Свердловске.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/411d3b.jpg)
Трамвай на улице 8-го марта напротив Консерватории.В 1986-м году она была демонтирована.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/ee7872.jpg)
Органы управления трамваев серий Х и МТВ-82
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/e99472.jpg)
Диспетчерский пульт
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/f1a9e4.jpg)
Первые трамвайные рельсы с клеймами Демидовского завода (г.Невьянск)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/e64766.jpg)
Компостеры: тот, что поменьше, использовался в автобусах, а который побольше — в трамваях и троллейбусах.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/0ae9d9.jpg)
А вот арифмометр «Феликс», которые выпускались полвека до появления электронных калькуляторов.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/aa44b1.jpg)
Представлена в экспозиции также книга, выпущенная вагоновожатым Крутовым о безаварийном вождении и, что интересно, об экономии электроэнергии во время движения, которая при его управлении достигала 50 процентов.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/c9b859.jpg)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/541a5b.jpg)
Есть и примечательные почти-диарамы, иллюстрирующие жизнь Екатеринбурга купеческого.
Но самое интересное для меня было дальше. На территории самого депо установлены четыре трамвайных вагона. Они долгие годы использовались как кладовки-сарайчики и были в ужасном состоянии, но сейчас проходят реставрацию.
Они расположены на территории депо и по пути к вагонам есть много чего интересного. Мойка трамваев:
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/58f057.png)
Это один из первых трамваев нашего города, серия «Х», с которых и началась история Екатеринбургского трамвая. Посидел в его кабине, весьма неудобно — сбоку существенно мешает контроллер, кабина тесная, а органы управления довольно тугие и тяжёлые.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/848ad6.jpg)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/14c41f.jpg)
Его салон. Трамвай не был оснащён отоплением, окна открывались как в электричках, сдвигом вверх, деревянный салон и неустойчивая заметно раскачивающаяся конструкция, невысокая скорость, шум… И всё таки это была революция!
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/252617.jpg)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/c3bc03.png)
За ним следует не менее интересный МТВ-82, появившийся в конце 40-х годов. Например, в некоторых городах Украины они ходили аж до 90-х годов!
Управление осталось таким же, как в «Х», а вот салон преобразился, стал больше, просторнее и комфортнее. Посмотрите на фото, напоминает Т-3, использующиеся сейчас, не правда ли?
Во всей России сохранилось лишь три вагона МТВ-82. В Москве он еще и недоступен для обывателей, в музее Нижнего Новгорода есть один и вот один у нас, в Екатеринбурге
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/0878ab.jpg)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/284d05.jpg)
С 1958-го года с поставки новых Т-2 началось «засилие» чешской «Татры», вагоны которой составляют основу нашего трамвайного парка до сих пор.
Вагон пока не полностью реставрирован, как видите, но этим летом обещают закончить.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/38d2d3.png)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/b5f222.jpg)
И, наконец, раритет, Татра К-2, единственный сохранившийся в России экземпляр этого трамвая-«гармошки».
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/bfffb6.jpg)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/218452.jpg)
кроме вагонов сохранился тут и грузовой троллейбус КТГ, правда, без штанг. В середине 20-го века на многих ветках использовались как грузовые троллейбусы, так и грузовые трамваи.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/c45c1a.jpg)
На выезде из депо установлено такое табло. В случае сложных погодных условий на нём зажигается соответствующая панель
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/c7b337.jpg)
Три разнообразных снегоочистителя Южного депо.
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/06/22/de1b78.jpg)
Особенно хотелось бы отметить роль директора музея Алексея. Ведь посещение музея совершенно бесплатно, зарплата там практически символическая, но энтузиазм Алексея, его идейность просто удивительна.
Благодаря ему и проводится массовая реставрация вагонов и постоянное пополнение экспозиции музея. Он действительно знает практически всё о Екатеринбургском трамвае и его истории.
использовалась информация: http://b-d-v.livejournal.com/104913.html
Еще фотографии от puerrtto:
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/07/21/4e6957.jpg)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/07/21/b32eb2.jpg)
![Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/01/2011/07/21/bbb394.jpg)
Музей расположен по адресу Степана Разина 51, доехать можно намаршрутках: 05, 05а, 035, 067, 077 , автобусах: 2, 19, троллейбусах: 1,5,6,9,11,14,15,20 до остановки «Трамвайный парк». Или трамваи: 1,4,5,9,14,15,25,27 — Остановка Фрунзе
Музей ТТУ на Яндекс.Картах