Город
Музей Трамвайно-троллейбусного управления города Екатеринбурга
Музей занимает большую одну комнату в ТТУ. В нём установлены стенды с разнообразными фотографиями ключевых моментов истории трамвая Екатеринбурга, а также интересные экспонаты, связанные с трамваями и троллейбусами нашего города.
Например, снимок, сделанный во время пуска первого трамвая в Свердловске.
Трамвай на улице 8-го марта напротив Консерватории.В 1986-м году она была демонтирована.
Органы управления трамваев серий Х и МТВ-82
Диспетчерский пульт
Первые трамвайные рельсы с клеймами Демидовского завода (г.Невьянск)
Компостеры: тот, что поменьше, использовался в автобусах, а который побольше — в трамваях и троллейбусах.
А вот арифмометр «Феликс», которые выпускались полвека до появления электронных калькуляторов.
Представлена в экспозиции также книга, выпущенная вагоновожатым Крутовым о безаварийном вождении и, что интересно, об экономии электроэнергии во время движения, которая при его управлении достигала 50 процентов.
Представлен там Пульт управления трамваем «Спектр-1»
Есть и примечательные почти-диарамы, иллюстрирующие жизнь Екатеринбурга купеческого.
Но самое интересное для меня было дальше. На территории самого депо установлены четыре трамвайных вагона. Они долгие годы использовались как кладовки-сарайчики и были в ужасном состоянии, но сейчас проходят реставрацию.
Они расположены на территории депо и по пути к вагонам есть много чего интересного. Мойка трамваев:
Это один из первых трамваев нашего города, серия «Х», с которых и началась история Екатеринбургского трамвая. Посидел в его кабине, весьма неудобно — сбоку существенно мешает контроллер, кабина тесная, а органы управления довольно тугие и тяжёлые.
Его салон. Трамвай не был оснащён отоплением, окна открывались как в электричках, сдвигом вверх, деревянный салон и неустойчивая заметно раскачивающаяся конструкция, невысокая скорость, шум… И всё таки это была революция!
За ним следует не менее интересный МТВ-82, появившийся в конце 40-х годов. Например, в некоторых городах Украины они ходили аж до 90-х годов!
Управление осталось таким же, как в «Х», а вот салон преобразился, стал больше, просторнее и комфортнее. Посмотрите на фото, напоминает Т-3, использующиеся сейчас, не правда ли?
Во всей России сохранилось лишь три вагона МТВ-82. В Москве он еще и недоступен для обывателей, в музее Нижнего Новгорода есть один и вот один у нас, в Екатеринбурге
С 1958-го года с поставки новых Т-2 началось «засилие» чешской «Татры», вагоны которой составляют основу нашего трамвайного парка до сих пор.
Вагон пока не полностью реставрирован, как видите, но этим летом обещают закончить.
И, наконец, раритет, Татра К-2, единственный сохранившийся в России экземпляр этого трамвая-«гармошки».
кроме вагонов сохранился тут и грузовой троллейбус КТГ, правда, без штанг. В середине 20-го века на многих ветках использовались как грузовые троллейбусы, так и грузовые трамваи.
На выезде из депо установлено такое табло. В случае сложных погодных условий на нём зажигается соответствующая панель
Три разнообразных снегоочистителя Южного депо.
Особенно хотелось бы отметить роль директора музея Алексея. Ведь посещение музея совершенно бесплатно, зарплата там практически символическая, но энтузиазм Алексея, его идейность просто удивительна.
Благодаря ему и проводится массовая реставрация вагонов и постоянное пополнение экспозиции музея. Он действительно знает практически всё о Екатеринбургском трамвае и его истории.
использовалась информация: http://b-d-v.livejournal.com/104913.html
Еще фотографии от puerrtto:
Музей расположен по адресу Степана Разина 51, доехать можно намаршрутках: 05, 05а, 035, 067, 077 , автобусах: 2, 19, троллейбусах: 1,5,6,9,11,14,15,20 до остановки «Трамвайный парк». Или трамваи: 1,4,5,9,14,15,25,27 — Остановка Фрунзе
Музей ТТУ на Яндекс.Картах