Карьер Старая линза

Интересные места

Карьер Старая линза

Тальковый карьер в Шабрах. История карьера, фотографии, как доехать на машине. Что стало с карьером в 2019 году.

Тальковый карьер «Старая линза» много лет привлекал множество туристов в любое время года. Его любили за экзотический вид. Ступенчатые стенки напоминали египетские пирамиды или храмы древних майя. Фото: xap3a, panoramio.com Такой необычный вид карьер получил благодаря способу добычи талька, который применялcя здесь до 1970-х годов. Тальк, а точнее талько-магнезитовый камень — очень мягкий минерал, легко режется и крошится. Кустарно в небольших объёмах его добывали здесь ещё с конца XIX века, а в 1930-х годах, когда в СССР обнаружился дефицит огнеупорных материалов, особым постановлением Высшего совета народного хозяйства начали промышленную разработку месторождения.


Сначала блоки вырубали вручную кайлами, ломами и клиньями и распиливали на кирпичи обычными двуручными пилами.

Потом их стали вырубать пневматическими перфораторными молотками и врубовыми машинами. Отделяли по-прежнему вручную клиньями, поднимали с помощью кабель-крана и мачтовых кранов на поверхность, где грузили на вагонетки и доставляли к местам распиловки. На руднике было два кабель-крана, от них оставались опоры, тросы над карьером и передвижная тележка, с помощью которой как раз и поднимали блоки. Тележка кабель-крана. Фото: Станислав Шминке В 1937 году на руднике стали использовать установку А. М. Столярова, которая позволяла получать небольшие кирпичи прямо из забоя, и благодаря которой карьер и получил свой необычный вид.

Установка состояла из двух машин, они шли друг за другом по специально проложенным рельсам. По мере разработки забоя рельсы перекладывали. Первая машина делала в породе пропилы перпендикулярно краю. За ней шла другая, у неё было два параллельных вала: один с горизонтальными дисками, второй с вертикальными. Пропилы делались по трём измерениям, и получались сразу небольшие кирпичи. Сырые кирпичи были хрупкими, для их обжига на руднике построили две печи.

Разница в способах добычи была хорошо заметна: вверху — большие неровные уступы, ниже — маленькие одинаковые ступени. Фото: xap3a, panoramio.com Установка Столярова не только сделала стенки карьера ступенчатыми, но и нарезала дно так, будто оно выложено тротуарной плиткой. Фото: Алексей Медведев В 1970-х годах появились технологии, которые позволяли получать прочные кирпичи из молотого талька, и в 1974 году Старую линзу законсервировали с расчетом на то, что разработку когда-нибудь можно будет возобновить.

К слову, экзотическое название объясняется очень просто: «старая» — потому что разработку продолжили неподалёку, на Новой линзе, а «линза» — геологический термин, означающий тип залегания минерала: в форме линзы или чечевичного зернышка, широкий в центре и узкий по краям.


Карьер Новая линза сейчас тоже не используется и заполнен водой, летом там купаются и ловят рыбу. Новая линза, фото Алексея Медведева Во время работ в Старой линзе был пробит водный горизонт, и в карьере было несколько живописных водопадов. Фото: xap3a, panoramio.com Из-за них он мог быстро заполниться водой, поэтому после консервации на дне поставили насосную станцию, будку для дежурного и туалет. Для отвода грунтовых вод к станции по дну проложили траншеи. Траншея и насосная станция, фото: Alexander Yampolsky, flickr.com Траншеи делали с помощью барового грунтореза. Это была главная достопримечательность карьера — огромная цепная пила, похожая на «Дружбу», которую обронил лесоруб-великан. Фото: Алексей Медведев Кроме пилы, на дне оставался польский экскаватор КМ-602А. Их выпускали в 1950-80-х годах на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI). Фото: xap3a, panoramio.com Ещё там были остатки установки Столярова, рельсы с вагонетками, радиатор масляного трансформатора и катушка от пневморукава. Все механизмы оставались в относительной сохранности, потому что этот своеобразный музей под открытым небом охраняли, и не давали вандалам окончательно распилить всё на металл.


Сторожка и туалет вида «дачный сортир», установленный на гладком «плиточном» дне карьера, тоже выглядели очень живописно. Домик сторожа, фото: Алексей Медведев Туалет, Фото: «Рудники Урала», uralmines.ru Насосная станция выглядела как довольно ухоженное и по-своему уютное жилище в духе постапокалиптики. Там были даже самодельные клумбы. Фото: seaseas.livejournal.com Такая необычная фактура не раз привлекала киношников. Посмотрите, где «засветилась» Старая линза, видео запускаются с момента появления карьера в кадре.

В детской сказке «Легенда острова Двид» (2010) на дне перевернутой пирамиды живёт добрый волшебник. Загадочные спирали и круги, которые видны на многих на фотографиях, нарисовали специально для этого фильма.

В фильме Алексея Федорченко «Ангелы революции» (2014) карьер изображает съемочную площадку «фильма в фильме».

А также он есть в ленте «Правда о щелпах» (2003). Видео, к сожалению нет, но карьер появляется там на 20-й минуте.

Зимой 2016 года вышел из строя насос, и водопады стали быстро наполнять карьер. Сначала руководство рудника собиралось починить оборудование, но затем там признали, что это нецелесообразно, и оставили всё как есть.

Сосны, которые росли на дне, первое время стояли зелёными под водой. Зелёная сосна под водой. Фото Алексея Медведева. За три года карьер заполнился до самых краёв, так он выглядит в 2019 году. На дне остались экскаватор и знаменитая огромная пила, но нырять с аквалангом бесполезно, вода слишком мутная. Глубина получившегося в итоге «озера» — 100 метров. Старая линза в 2019 году, фото Алексея Медведева

Как доехать до карьера Старая линза на машине

Расстояние от Екатеринбурга до Старой линзы 30 км, быстрее всего туда доехать по Полевскому тракту. Выезжаем из города со стороны Елизавета на тракт. Не доезжая Горного щита сворачиваем налево по указателю Шабровский, доезжаем до станции Сысерть (не путать с городом Сысерть, он совсем в другой стороне). Либо можно доехать до станции Сысерть через Челябинский тракт и нефтебазу. В ст. Сысерть свернуть на Шабровский: после переезда, если вы ехали через Полевской тракт, или перед перездом, если через Челябинский.

В Шабрах перед автобусной остановкой поворачиваем налево и едем по дороге, параллельной ж/д путям. Справа видим двухэтажное здание, КПП и ворота с советской вывеской «Шабровский тальковый комбинат». Карьер находится на территории рудника, но доступ туда свободный. Оставляем машину и идём дальше пешком по ж/д путям. Когда кончатся здания комбината, свернуть направо, и по протоптанной тропинке выйти к карьеру.


Фото на превью — Алексей Медведев.





Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте