Памятник первому паровозу

Интересные места

Памятник первому паровозу

Модель первого российского паровоза Черепановых.



Неподалёку от железнодорожного вокзала на высоком постаменте стоит маленький, будто игрушечный, паровозик с длинной трубой. Он первым встречает всех, кто вернулся домой или приехал погостить в Екатеринбург. Горожане, и особенно дети, знают и любят его.

Возле аэропорта Кольцово стоит его товарищ — такой же маленький самолётик, задорно устремлённый ввысь. Он тоже встречает и провожает путешественников. Оба они не так-то просты. Самолётик — это первый советский ракетный самолёт БИ-1, подробнее о нём читайте здесь. А паровозик — первый русский паровоз. Первый русский паровоз построили в 1833-34 годах нижнетагильские изобретатели-самоучки, отец и сын Черепановы. Само слово «паровоз» вошло в обиход на несколько лет позже, а машину Черепановых называли «паровым дилижансом» или «сухопутным пароходом».

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович были крепостными, работали на Выйском заводе, и кроме паровоза сконструировали множество других механизмов для облегчения труда рабочих: токарные, золотопромывальные, строгальные, водоотливные машины, паровую турбину. Модель паровоза Черепановых в Политехническом музее Паровоз развивал скорость до 15 км/ч и мог перевозить до 3 тонн груза. Через год Черепановы построили второй паровоз, более мощный; потом под их руководством проложили железную дорогу от Меднорудянского рудника до Выйского завода. И железная дорога, и паровозы в техническом отношении намного превосходили общий уровень паровой техники того времени.

К сожалению, изобретения Черепановых не получили широкого распространения. Против развития железной дороги были подрядчики конного извоза, но главная причина была не в этом. Паровоз работал на дровах, и очень скоро весь лес вокруг Нижнетагильской железной дороги был вырублен. Система доставки топлива не была продумана, дрова приходилось возить издалека на той же конной тяге, и вскоре от паровоза отказались. В 1837 году Черепановы построили уменьшенную действующую модель паровоза для промышленной выставки в Петербурге. В Музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге и в московском Политехническом музее выставляются её копии. Модели первого паровоза Черепановых в натуральную величину есть в Нижнем Тагиле, Новосибирске, Барнауле, Хабаровске, Кургане, Челябинске и других российских городах.

Екатеринбургская модель — недействующая, это макет. Её изготовили и установили в 1978 году, в честь столетия Свердловской железной дороги, об этом сообщает мемориальная табличка на постаменте. В постаменте заложена капсула времени с предписанием вскрыть её в 2028 году, в год 150-летия СвЖД. Рядом с памятником первому паровозу стоит модель паровоза Кч4-328 Чехословацкого завода Шкода. На неё можно залазить и фотографироваться, что очень нравится детям. Памятник первому российскому паровозу стоит напротив Железнодорожного вокзала Екатеринбурга, рядом с ДК Железнодорожников в конце улицы Свердлова.


Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.