Старинное фотоателье на Малышева

История

Старинное фотоателье на Малышева

Самый необычный памятник архитектуры Екатеринбурга.



Необычное здание с огромным окном, выступающим далеко за пределы крыши — легендарное старинное фотоателье Екатеринбурга. Те, кто застал времена, когда фотографироваться ходили в ателье, вспоминают о нем с теплотой. Фотографии здесь всегда делали качественные, а необычный интерьер павильона придавал рутинной процедуре значимость и торжественность. Поход в это ателье всегда был как маленький праздник.

Со всех концов города именно сюда ездили фотографироваться на выпускные альбомы. У них даже был каталог учителей всех школ. Называешь номер своей школы — и можешь выбирать фото любимых педагогов для своего альбома. Ателье работало до конца «нулевых», потом здесь несколько лет был офис турфирмы, затем еще несколько лет здание пустовало, сейчас его реставрируют, скоро там откроется передвижной камерный театр «Живой театр». Согласно официальным источникам, ателье построено в 1924-26-х годах на средства фотохудожников Ф.С.Мурдасова и А.Ф.Кузнецова. У здания нет подвала. Это одно из последних зданий в Екатеринбурге, построенных в духе эклектики и с применением кирпичного стиля. Эклектика — это смешение стилей различных эпох и направлений. Самый известный пример эклектики в Екатеринбурге — дом Севастьянова. Дом Севастьянова построен в первой четверти XIX века Кирпичный стиль — распространенное направление среди памятников архитектуры Екатеринбурга XIX века. Для украшения при этом используется не лепнина, а сложенный особенным образом неоштукатуренный лекальный кирпич. Характерный представитель кирпичного стиля — усадьба Железнова. Годы постройки усадьбы Железнова - 1892-95 Примечательно, что большинство памятников архитектуры Екатеринбурга, выполненных с применением кирпичного стиля, относятся к XIX веку, самое позднее — к началу XX века. Можно предположить, что фактическая дата постройки фотоателье не совпадает с официальной. Очевидцы, которые работали в ателье в 2000-х годах, утверждают, что, изучив документы, собирались отмечать столетие фотоателье в 2010 году, однако к этому времени ателье закрылось.

Также существует легенда, что Владимир Ильич Ленин во время своего визита в Свердловск случайно попал на открытие этого фотосалона и даже по просьбам фотографов самолично разбил символическую бутылку шампанского о фасад. Однако Владимир Ильич скончался в 1924 году, в год начала строительства. Впрочем, это всего лишь легенда.

Другой аргумент в пользу того, что здание построено всё-таки в 1920-е годы — в декоре присутствуют черты стиля модерн, который как раз был распространён в то время. В Екатеринбурге стиль модерн представлен всего несколькими зданиями. Одной из особенностей этого стиля является устремлённость ввысь, здание как будто стремится «вырасти», что мы как раз и видим в облике фотоателье: выступающее окно и острая крыша балкончика.

На сегодня это единственное сохранившееся здание фотоателье того времени, хотя в начале XX века подобное архитектурное решение с большим наклонным витражным остеклением на северном фасаде было типичным для фотосалонов Екатеринбурга. Такое же остекление было у фотостудии Метенкова, построенной в 1898 году на улице Клубной (современная Первомайская). Панорамное окно фотопавильона Метенкова также выходило на север.

В то время фотовспышки еще не получили широкого распространения, и для фотографии требовался естественный свет. Окна павильона выходили на север, чтобы в студию попадали не прямые солнечные лучи, а отраженный рассеянный свет, с которым фотохудожнику было намного проще работать и который, тем не менее, позволял добиться качественного и четкого изображения. Наклонность витражного окна была нужна для увеличения освещенной площади. Фотостудия Метенкова просуществовала до 1916 года Отметим, что витражное окно павильона Метенкова не выступает за пределы фасада, в отличие от окна фотоателье Мурдасова. Эта деталь придает зданию необычный, даже экзотический вид. Приезжие нередко думают, что в этом помещении раньше располагался зимний сад.

Балкончик с противоположной стороны фасада добавляет облику здания необычности. Он выглядит так, как будто его приделали позже, решив, что на фасаде мало украшений, однако таково здание по проекту. Разные по стилю и формату элементы на фасаде — характерная черта эклектики. Витражное окно фотостудии Балкончик с шатровой крышей в неорусском стиле Кирпичный стиль подразумевает именно неоштукатуренные стены, хотя само по себе отсутствие штукатурки не обязательно является признаком кирпичного стиля. В советские годы фасад был кирпичным, его покрасили во время поздней реставрации, для защиты от коррозии. 1970-е годы 1980-е годы Со времени постройки здания по начало двухтысячных здесь постоянно было фотоателье. Менялись только фирмы на первом этаже, второй этаж с фотостудией всегда занимало ателье. В 1955 году после окончания строительного факультета УПИ здесь фотографировался Борис Николаевич Ельцин. Ельцин в 1955 году Мемориальная доска висела внутри здания Фотоателье находится недалеко от Плотинки, по адресу ул. Малышева, 58а.



Архивные фотографии — 1723.ru, uralmuzuch.ru.

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.