Строим и надстраиваем

Город

Строим и надстраиваем

Четыре примера надстроенных домов. Что расскажут стены, если их спросить.



Изучая изнанку улиц в центре города (прогулку по дворикам в историческом центре Екатеринбурга смотрите здесь), невозможно было не обратить внимание, что многие здания — это смесь старинных усадеб, старых надстроек и новых перестроек, сверху оштукатуренная или обшитая панелями. Город, как живой организм, постоянно меняется. Рассмотрим подробнее четыре примера зданий, которые меняли свой вид по несколько раз.

Здание по адресу Вайнера, 8, угол Ленина и Вайнера. Раньше первые этажи занимал ГУМ, сейчас это галерея «Красный леопард». Здание построили примерно в 1930-40-е годы. Вернее, надстроили из бывшего доходного дома купца Ижболдина. Ещё до революции здесь была аптека, и эта традиция сохраняется по сей день. По плану ВКП(б) 20-30-х годов XX века в центре города не должно было ничего напоминать о старых временах, все старинные здания заменялись новыми. Однако со стройматериалами тогда было неважно, и ради экономии дома просто достраивали. Вот и получилось, что на втором этаже окна узкие и арочные, а на всех остальных — большие и квадратные. Интересно, что дом Ижболдина в справочниках значится трёхэтажным, хотя здесь третьего этажа мы не видим, и на старинной фотографии его тоже нет. Ошибка в справочниках? Нет. Всё проясняется, если зайти во двор. Этажей было всё-таки три. Почти у всех старинных усадеб в центре Екатеринбурга крыша скошена на одну сторону, и наверху есть ещё один мансардный этаж.

Маленькие арочные окна явно старинные. А если посмотреть левее, станет ещё интереснее. Восхитимся на мгновение этой городской поэзией голого кирпича и кондиционеров. Вот место, где кончалась старая усадьба. Левая часть уже новая, не надстроенная. Окна, чем левее, тем новее и больше. С фасада эта разница не видна, не видно даже перепада высот. И самое интересное. Во дворе есть ещё одно крыло, позднесоветских времён. И здесь — та-дам! Арочные окна на втором этаже. Зачем, к чему? А потому что по логике неизвестного архитектора боковые корпуса должны быть в одном стиле, хоть это и выглядит глупо. Это очень трогательно. В итоге получился большой П-образный комплекс, вот его полная панорама. Здесь лучше видно, как одно и то же здание постепенно «новеет» справа налево. И ещё один общий вид. Изнанка улиц. Ещё пара интересных фотографий, автор Александр Козлов. Это пространство между ГУМом и «Успенским», сейчас там уличное кафе. Видны очертания торцевой стены дома Ижболдина. «Успенский» — следующий герой нашего рассказа. Он относится совсем к другой эпохе, но не менее интересен.

Торговый центр открылся в 1997 году. Улица Вайнера в прошлом называлась Успенской, отсюда такое название.

90-е тоже были непростым временем, когда на всём нужно было экономить. В главный фасад «Успенского» встроен фасад старого здания Драматического театра. Через 15 лет напротив появился ТЦ «Пассаж», в который точно так же встроены фасады старого «Пассажа», но уже не из экономии, а чтобы обойти закон об охране памятников архитектуры. Фото старого Драмтеатра, справа от него как раз доходный дом Ижболдина. На месте Драматического театра до революции был торговый дом Второва, двухэтажное здание в стиле модерн. В 20-х годах здание пострадало от пожара, его перестроили в конструктивистском стиле и открыли здесь Драматический театр. В 1990 году театр переехал в новое здание на Октябрьской площади, а старое сдавалось в аренду разным организациям. В 1995 году в бывшем здании Драмтеатра случился пожар, его отремонтировали и открыли там «Успенский». Он тогда был таким, ниже фото 2001 года. Три больших окна и застроенная проходная арка — это самая старая часть здания, как раз там был магазин Второва. Позже «Успенский» разросся вширь и в высоту. Вот его обратная сторона. Вероятно, за театром стояло пятиэтажное здание, к нему пристроили ангар, потом ещё один, сверху надстроили «стекляшку», и получилась эдакая химера. И где-то в этой химере всё ещё есть столетние стены тот самого магазина Второва. А вот «Гринвич» строили уже совершенно по-другому. Снесли всё подчистую, построили куб без окон, обшили пластиком и готово. Потом только пристраивали рядом такие же кубы. Третий наш герой — одно из самых заметных и известных конструктивистских зданий Екатеринбурга, дом Облисполкома на площади Труда.

Конструктивизм — это чёткие линии, прямые углы и строгие геометрические формы. Но. На втором этаже — опять те же узкие арочные окна. Окна остались от усадьбы Ятеса, владельца машиностроительного завода на Мельковке. Как объяснил Дмитрий Москвин на экскурсии во время Дней конструктивизма, есть две версии, почему окна остались. Первая — экономия, как мы уже сказали выше. Стройматериалов не было, а перестраивать всё нужно было, и срочно. Но ведь можно было и не оставлять окна. Переделать их, как случилось, например, с домом Второва. Тем не менее, окна остались. Отсюда вторая версия, что архитектор этим выразил уважение к старой эпохе. Во дворе Облисполкома мы снова видим переделанные и надстроенные старинные здания со скошенными на одну сторону крышами. У дома Ижболдина крыша была как раз такой. Ещё одна архитектурная химера. Внутренний фасад, поэзия кондиционеров. И ещё один вид изнутри. Последний дом в нашей подборке. Здание на углу Вайнера-Малышева, бывший магазин Товарищества «Проводник». Двухэтажное каменное здание в стиле «модерн» построили в начале XX века местные влиятельные купцы братья Агафуровы. В 1930-е годы здание надстроили, полностью изменив его модерновый облик. В 1997 году здание отреставрировали и попытались восстановить старинный модерновый абрис дома. Отрадно, что не всегда памятники сносят, иногда и пытаются восстановить. Но к чему было делать вот ЭТО? Это новое крыло со двора. Как и в случае с арочными окнами ГУМа, здесь попытались имитировать старинные украшения фасадным кирпичом. В городе есть ещё множество подобных примеров. Например, у бывшего гастронома на Ленина тоже есть старинные окна на втором этаже, но мы остановимся на этих четырёх. Все четыре здания на карте.



Архивные фото — 1723.ru

Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.