Привычные улицы с необычного ракурса, ч.4

Город

Привычные улицы с необычного ракурса, ч.4

Дворики в историческом центре Екатеринбурга.

Мы продолжаем серию статей, в которых выясняем, что скрывается за привычными фасадами и как выглядит изнанка центральных улиц. В первой, второй и третьей части мы прогулялись по улице 8 Марта. В этой части заглянем во дворы на улице Малышева.


Начнём с того места, где остановились в прошлый раз. На углу улиц 8 Марта и Малышева стоит Дом контор — памятник конструктивизма, построен в 1929 году по проекту архитектора В. И. Смирнова. Дворовой фасад с огромным конструктивистским окном и вездесущими кондиционерами. Строго говоря, на этом отрезке улицы Малышева дворов как таковых нет. Всё внутреннее пространство квартала занято стройкой, гаражами, заборами, надземными коммуникациями, хозяйственными постройками и остатками старинных зданий. Прямо за Домом контор строится офисное здание. Слева милые треугольные входы в подвал. Идём дальше. Двухэтажное здание по адресу Малышева, 40 — в прошлом жилой дом, сейчас сдаётся под офисы, больше о нём ничего не известно. Официальная дата постройки — 1917 год. Это значит, что оно относится к более ранним годам. В 2010 году площадку за этим домом окрестили «площадью Майкла Джексона». Потом здание, на котором было название площади и портрет кумира, снесли, и стройка почти полностью «съела» этот пятачок. Арт-объект на стене. Непонятно, почему петля в раме и имеют ли вообще друг к другу отношение петля и рама. Пристройки из разных эпох. Железная из 90-х или раньше, а стеклянная — из 2000-х, эдакий мини-небоскреб. Салоны ставок на спорт сейчас тоже нередко встречаются в центре города. Надпись «Кино в подворотне» осталась от любительского театра «Шарманка», который занимал подвал этого дома лет 6-7 назад. Там часто устраивали киносеансы. Слева на белой стене — одна из ранних работ Ильи Мозги. Напротив на заборе стройки — его же работа 2016 года, «Поколение должников». Вход на стройку охраняет нарисованный верзила. Мешанина гаражей, заборов и строений неизвестного назначения. Серое здание вдалеке — один из корпусов ВУХИНа, «Восточного научно-исследовательского углехимического института». В предыдущей части прогулки мы заглядывали в подворотню его главного корпуса на улице 8 Марта и отмечали, что ему принадлежит огромная территория, простирающаяся до самой улицы Вайнера. Внимание, вопрос. Что такого произошло в ВУХИНе, что на серой стене появилась заплатка из красного кирпича? Как-никак, институт-то углехимический. Будто там что-то взорвалось, и кусок стены просто вышибло. Идём дальше. Об этом доме ничего не известно. На крыше между большим домом и маленьким притаились котики! Похожих глазастых котиков можно встретить ещё много где в центре города. Например, у каменного моста на Малышева. И ещё один двухэтажный дом, о котором тоже ничего не известно. Дворик. Обратите внимание — реклама ремонтной лавки нарисована в стиле граффити. Не исключено, что её нарисовал тоже Илья Мозги, потому что кроме тех двух работ, что мы уже видели, неподалёку есть ещё одна его же авторства, совсем ранняя, в виде граффити-шрифта. Малышева, 38 — административное здание, бывший жилой дом. О нём тоже ничего не известно, кроме года постройки — опять 1917. Торцевая стена. Здание полностью кирпичное, оштукатуренное. Не похоже, чтобы его надстроили из старинной усадьбы, и непонятно, зачем было нужно такое большое здание в дореволюционные времена. Если кто-то из наших читателей что-то об этом знает — пожалуйста, сообщите нам в комментариях или по электронной почте [email protected]. Во дворе пробка, машины не могут разъехаться. И ещё на стене висит плакат-указатель к клинике, уже не первый. То есть тут, в этих закоулках, люди ходят и ездят довольно часто. Изнанка. Фото не передает, какой же тут стоит запах! Первый этаж полностью занимают рестораны, и все их вентиляционные выходы выведены сюда. Вкусные ароматы сменяют друг друга ежесекундно. В другом углу — красная будка неизвестного назначения, а за красной дверью под ней — очередные квесты в реальности, ещё один популярный сейчас бизнес наряду с барами и вэйп-шопами. Пройдя дальше вглубь квартала, встретили печального косоглазого медведя. Никаких опознавательных знаков ни на нём, ни рядом с ним не было, и мы не смогли определить, зачем он тут сидит и к какой фирме относится. Может, он охраняет вход в волшебную страну? Вайнера, 13 — бывшее общежитие, сейчас обычный жилой дом с офисами на первом этаже. Со стороны Вайнера к нему пристроена полукруглая галерея. Зачем общежитию нужны были ворота внизу, кто подскажет?

Слева вдалеке серые железные ворота — это въезд на территорию ВУХИНа. Видите, насколько она огромная? Красный кирпичный дом выходит главным фасадом на Вайнера. Вернёмся назад. Что это за кирпичное здание, мы даже сразу не поняли, настолько тут запутались. Это оказался Музей изобразительных искусств. Здание в духе рационального модерна построено в 1914 году по проекту архитектора Константина Бабыкина. Заказчиком и первым хозяином был купец Бардыгин, в советское время здесь была типография «Гранит», где печатались многие журналы города. В 1936 году здесь открылась Свердловская картинная галерея, куда в начале Великой Отечественной войны эвакуировали тысячи ценных экспонатов из Эрмитажа. Советский «небоскрёб» на углу Вайнера и Малышева. Раньше его полностью занимал проектный институт «Уралгипротяжмаш», сейчас это лишь один из многочисленных арендаторов. На крыше была огромная вывеска «Слава Науке!», её сняли только в 2012 году. И напоследок, ещё один вид во двор за музеем ИЗО. Трансформаторные подстанции, склады и гаражи.





Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте