Город
Екатеринбург с севера на юг. I.
Линия Транссиба рассекает Екатеринбург на две половины. Фактически она делит его на два города. Южнее — дореволюционный Екатеринбург, хоть и сильно изменившийся после 1917 года, но сохранивший много элементов старины. Севернее — беспримесный советский Свердловск, построенный на месте густого леса. Соединяет два «города» проспект Космонавтов. Когда-то это была просека в лесу, соединяющая Екатеринбург через Невьянск, Нижний Тагил и Кушву с Верхотурьем. Поэтому-то узкая, петляющая и утопающая в грязи дорожка носила громкое название — Верхотурский тракт. Тракт имел дурную славу, по нему вели колодников из Екатеринбургской пересыльной тюрьмы дальше на север. По дороге некоторые из них гибли, хоронили их тут же, на обочине. Покосившиеся кресты можно было видеть по сторонам будущего проспекта еще в сороковые годы двадцатого века. Меняться тракт стал после начала строительства УЗТМ - по нему повезли материалы и оборудование. В августе 1931 года кусок тракта от ул. Челюскинцев (в то время — Северной) до поворота на Машиностроителей (Уралмашинострой) спрямили, расширили, замостили, пустили по нему трамвай и назвали Шоссе УЗТМ. Участок, который вел дальше, на строительство Пышминского медеэлектролитного завода, стал называться Пышминским трактом. В конце сороковых годов от тракта отрубили ещё один кусок и обозвали улицей Манежной. Наконец, в начале шестидесятых все три куска от улицы Челюскинцев до улицы Бакинских Комиссаров объединили в единый проспект Космонавтов.
1. Проспект Космонавтов, вид на север, в сторону Верхней Пышмы. К началу XXI века Екатеринбург фактически сросся окраинами со своими городами-спутниками (Верхней Пышмой, Берёзовским, Арамилью и т.д.), как в своё время это произошло с Уктусом, ВИЗом, Нижнеисетском. Власти Екатеринбурга усиленно продвигают идею о назревшей необходимости включения этих городов в состав миллионника (в этом случае Екатеринбург станет третьим по численности населения городом России). Пока вопрос в стадии обсуждения, но, вроде бы, не вызывает радикального отторжения ни у областных, ни у федеральных властей.
От шестнадцатиэтижки, видной справа по центру, до северной окраины города меньше чем полкилометра, одна остановка на троллейбусе. А чуть правее и севернее находится метродепо (с проспекта, к сожалению, его не увидишь).
Проспект Космонавтов не только соединяет советский Свердловск и старый Екатеринбург, но и делит Орджоникидзевский район города (самый большой по численности населения и самый мощный по промышленному потенциалу) на две половины. С нечётной стороны находится жилой район Уралмаш, сердцем которого являются УЗТМ и соцгород Уралмаш. С четной - Эльмаш, объединивший жилые посёлки аж трёх крупных предприятий: УЭТМ, в просторечии Эльмаш, УТЗ (Турбинка) и Машиностроительный завод им.М.И.Калинина (ЗиК). Эта граница возникла не случайно: в 1943-1959 годах Эльмаш являлся самостоятельным административным районом Свердловска (Куйбышевским). И хотя после объединения прошло немало лет, граница между районами до сих пор заметна даже внешне. Уралмашеская сторона в 1965-1967 годах силами УЗТМ была застроена однообразными, но придающими улице «цивильный» вид хрущёвками. По эльмашевской стороне шли, в основном, склады, гаражи, разнообразные хозпостройки и т.п. Гражданская застройка началась позднее и носила лоскутный, неряшливый характер. Хотя всё было за то, чтобы превратить проспект Космонавтов в центральную парадную магистраль Орджоникидзевского района. И такие попытки делались, о чём будет рассказано ниже. Но не сложилось.
2. Пятиэтажки по нечётной стороне проспекта Космонавтов. Такая застройка тянется почти на полтора километра. Ничего впечатляющего, за исключением пары моментов, интересных разве что фанатам советского градостроительства. Во-первых, эти дома блочные, что само по себе редкость. Редкость это и в Свердловске — кроме Уралмаша столь масштабной застройки блочными домами больше нигде нет. Во-вторых, я не обнаружил аналога этим пятиэтажкам среди известных общесоюзных и московских серий (внешне они очень похожи на дома серии I-447, но те кирпичные). Видимо, это какая-то местная модификация. На переднем плане виден дальний (северный) вход на станцию метро «Проспект Космонавтов». Входы в метро в Екатеринбурге оформляют в спартанском духе — в подавляющем большинстве случаев это просто навесы, прикрывающие дырку в земле. Никаких привычных москвичам и питерцам наземных павильонов.
3. Водонапорные баки на эльмашевской стороне проспекта.
4. Вид проспекта в районе основного входа на станцию «Проспект Космонавтов».
5. Здесь мы столкнемся с одним из топографических курьёзов, на которые так богат Екатеринбург. Если вы спросите у местного жителя: «Где находится станция метро „Проспект Космонавтов“?», то в 99% случаев ответ будет таким: «На углу проспекта Космонавтов и улицы Фрезеровщиков». Убеждение, что участок улицы, примыкающий справа к проспекту — это улица Фрезеровщиков, настолько велико, что так названа близлежащая остановка общественного транспорта и даже на Яндекс.Картах улицу именуют именно так. На самом деле, с проспектом Космонавтов пересекается улица Старых Большевиков, которая выныривает из-за жёлтой девятиэтажки справа и является главной улицей Эльмаша. А вот то, что идёт слева от серой «панельки» и будет улицей Фрезеровщиков. До неё от перекрёстка больше трёхсот метров.
Вот так наглядней:
6. Перекрёсток напротив — это улица Ильича. Она так же загибается вдалеке и слева от жёлтой пятиэтажки идёт вглубь Уралмаша, до самой площади Первой Пятилетки. Но с этой улицей почему-то никаких топографических казусов не произошло. Одна из старейших улиц Уралмаша.
7. Рыночный комплекс «Омега» по другую сторону перекрёстка Космонавтов-Ильича. Состоит из двух частей. Двухэтажное здание справа построено ещё при Советах.
8. Стеклянный новодел постсоветских времён.
9. На противоположной стороне — продолжение традиций, новый шестиэтажный гараж.
10. Чуть дальше мы видим образчик современного екатеринбургского жилого строительства с претензией на оригинальность. Архитектурный стиль этого дома я определить не берусь, могу лишь констатировать, что сделано «богато». Впрочем, среди сплошной позднесоветской крупной панели дом смотрится симпатично.
11. Продолжение уралмашевских хрущоб середины шестидесятых. Здесь в промежутки между пятиэтажками воткнуты блочные же девятиэтажки. Они также сильно отличаются от своих современниц серии I-447С-26, которых в Свердловске строили немало.
12. Во время оно на крышах девятиэтажек был смонтирован решительный лозунг. После кончины исторического материализма его убрали, но по оставшимся фрагментам пунктуации понять его смысл очень просто.
13. Уралмашевская блочная девятиэтажка покрупнее. На крыше уцелел советский артефакт.
14. Следующий перекрёсток справа — улица Победы. Нынче название улицы ассоциируется с Победой в Великой Отечественной войне, а власти не слишком стараются разубедить горожан в этом. Более того — невольно это заблуждение усиливают, размещая на этой улице к каждому 9 Мая стенды с информацией о вкладе УЗТМ в победу над Германией. На самом деле, улица появилась ещё в тридцатые годы и названа, разумеется, в честь победы красных в Гражданской войне. В то время она являлась северной границей соцгорода Уралмаш, до которой он так и не дорос. За ней начинался т.н. посёлок Уралмаш (не путать с соцгородом) — район одноэтажной застройки. На фото видны этапы застройки улицы: ближе к проспекту Космонавтов — середина шестидесятых, в глубине — семидесятые-восьмидесятые.
15. Новостройка на углу Космонавтов-Победы.
16. Тот же дом, вытянувшийся вдоль проспекта.
17. Первое на нашем пути крупное общественное здание, с помощью которого пытались облагородить спальное и гаражное гетто. Концертный зал им.М.В.Лаврова, в прошлом ДК Машиностроительного завода им.М.И.Калинина. Построен в 1972 году. Здание предполагалось возводить по типовому проекту со зрительным залом на 800 мест. Однако, по просьбе директора завода М.В.Лаврова архитектор радикально переделал проект. Зрительный зал был увеличен аж до 1200 мест, сделан дополнительный кинозал на 300 мест, лекционный зал на 170 мест, танцевальный зал. Сцена была полностью механизирована, что в те времена было ещё редкостью. Из Финляндии был выписан специальный подвесной потолок. На ЗиКе были изготовлены системы освещения и управления сценой, элементы интерьера — перила из дуба и нержавейки, стеновые панели, потолки, облицовка колонн и т.д. Сам Михаил Васильевич до окончания строительства не дожил, поэтому вновь построенному ДК было присвоено его имя. В мутные девяностые ДК был передан под репетиционную базу Уральского государственного академического русского народного хора, и возможно поэтому его судьба оказалась счастливей, чем судьба многих его собратьев-заводских ДК. Он сохранился как учреждение культуры. Золотистое остекление — дань современной моде, в остальном здание полностью аутентично.
18. Мозаика на парадном фасаде здания.
19. Мозаика на задней стене.
20. Один из вариантов распространенного в Свердловске здания типа «дом-пила». Несколько девятиэтажных корпусов, поставленных под углом вплотную друг к другу.
21. Приближаемся к станции метро «Уралмаш». Она тоже имеет дальний северный вход.
22. Застройка перекрёстка проспекта Космонавтов и улицы Машиностроителей. Здесь мы видим вполне узнаваемые двенадцатиэтажки. Внизу — комплекс общественных зданий. Справа виден кусочек Орджоникидзевского ЗАГСа. Далее стандартный набор — магазины, аптеки, отделения связи, банков и т.п.
23. Перспектива улицы Машиностроителей от пересечения с проспектом Космонавтов в сторону площади Первой Пятилетки. Если сильно напрячь зрение, то можно разглядеть вдали уралмашевскую стелу с орденами.
24. Переключаемся на противоположную сторону проспекта. Здесь в начале-середине пятидесятых годов была предпринята попытка парадного оформления въезда в Куйбышевский район. Он оформлен в виде полукруглой площади, из центра которой радиально отходят две улицы — Баумана и Краснофлотцев. По периметру площади, а также вдоль линии проспекта Космонавтов на север и на юг, выстроен ансамбль зданий в стиле сталинского неоклассицизма. Несмотря на то, что эти дома попали под пресс Постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», въезд на Эльмаш выглядит куда роскошнее, чем его сосед напротив — въезд на Уралмаш. Один из домов вдоль проспекта Космонавтов.
25. А это уже что-то индивидуальное — общежитие завода им.Калинина. Здание имеет форму буквы «П» с слегка расставленными «ножками». Правая «нога» располагается вдоль проспекта Космонавтов, а «перекладина» является частью периметра площади.
26. В этом здании имеется единственный в Екатеринбурге на текущий момент встроенный вход в метро.
27. Ещё один ракурс. Белая башня позади — пример современной точечной застройки. Дом возведён прямо во дворе старых домов. С его строительством связан один их первых скандалов вокруг точечной застройки в Екатеринбурге, когда возмущённые жители перекрывали проспект Космонавтов.
28. Ещё один ракурс. Видна «перекладина» и левая «нога» здания, идущая вдоль улицы Баумана.
29. В центре площади располагается здание кинотеатра «Заря» (1955 год). Форма здания точно такая же. На фото видна «перекладина» и «нога», идущая вдоль улицы Краснофлотцев. Первоначально кинотеатр был двухзальным. Залы различались по цветам — «розовый» и «голубой». В восьмидесятые годы эти термины обозначали просто цвета :) В девяностые годы кинотеатр едва не загнулся, во всяком случае фильмы там не показывали несколько лет подряд. В новом веке кинотеатр выкупила сеть «Премьер-Зал» и реконструировала (слава богу, только внутри). Теперь здесь 4 зала и модный 3D.
30. Вход в кинотеатр.
31. Напротив кинотеатра оборудован сквер с фонтаном. Фонтан установлен в 2005 или 2006 году. Выглядит очень скромно и явно не вписывается в общую композицию площади (сюда бы что-нибудь ампирное, с чашами). Но на безрыбье и рак рыба - в городе, где общее количество фонтанов едва переваливает за десяток, рады любому. Фото сделано в межсезонье, поэтому фонтан не работает.
32. Завершает обрамление площади ещё одно здание в форме буквы «П». Хорошо видны «перекладина» и расставленные «ноги».
33. Общий вид парадного въезда в бывший Куйбышевский район. Расходящиеся радиально улицы Баумана и Краснофлотцев ведут вглубь Эльмаша, к его главной улице Старых большевиков. Как нетрудно заметить, композиция страдает лёгкой незавершённостью. Улицы ведь должны откуда-то начинаться, а парадные фасады зданий на что-то смотреть. Сквер с фонтаном не удовлетворяет эту потребность, к тому же расположен несимметрично.
34. На самом деле, эта площадь должна была выглядеть вот так. В центре должна была возвышаться колонна Победы (в Великой Отечественной войне) и являть собой не только символ, но и чёткий центр композиции. В целом проект напоминает Дворцовую площадь, только без арки. Но не получилось. Сейчас уже невозможно сказать, виновато ли в этом Постановление 1955 года, или проект так или иначе был слишком шикарен для провинциального города и его всё равно бы упростили. Как бы то ни было, триумфальной колонны мы никогда не видели. Хотя место под неё, в виде автомобильного круга, просуществовало вплоть до пуска станции метро «Уралмаш» и связанной с этим реконструкции проспекта Космонавтов.
35. Один из выходов станции метро «Уралмаш».
36. Проспект Космонавтов в районе станции метро «Уралмаш», вид на север.
37. От метро «Уралмаш» начинается промзона, протянувшаяся до самого начала проспекта - почти четыре километра. Промзона, отделяющая «старый» Екатеринбург от «нового» Свердловска, появилась в связи с началом строительства УЗТМ в конце двадцатых-начале тридцатых годов. Позднее началось строительство комбината «Уралэлектромашина» (будущие Эльмаш и Турбинка). Правда, уралмашевская и эльмашевская площадки, несмотря на их огромные размеры, занимали только часть этой зоны. Окончательно она «заселилась» во время войны, когда сюда прибыли добрый десяток эвакуированных предприятий, главным из которых был завод № 8 (будущий ЗиК). Уралмашевская часть промзоны начинается сразу от метро «Уралмаш» и тянется на добрый километр до следующей станции «Машиностроителей». Смотреть здесь особо нечего, кроме труб теплоцентрали и бетонного забора. С этой стороны к забору примыкают разные неинтересные постройки: склады, гаражи, какие-то вспомогательные корпуса и т.п.
38. С эльмашевской стороны промзона начинается чуть дальше. Здесь среди сталинок встречаются непонятно как затесавшиеся хрущёвки.
39.
40. Вид проспекта Космонавтов в сторону юга. На этом участке посередине проложены трамвайные пути.
41. Тротуар на проспекте Космонавтов. Слева, за деревьями, находятся корпуса и общежития Уральского государственного педагогического университета. Тротуар студенты иногда используют в качестве беговой дорожки.
42. Впрочем сюда тоже умудряются впихнуть новостройки. ЖК «Педагогический».
В следующей части прогуляемся по суровым промышленным местам до пересечения проспекта Космонавтов с улицей Челюскинцев.
Оригинал: http://makeev-dv.livejournal.com/3380.html?style=mine
Продолжение: Екатеринбург с севера на юг. II.