![Белая башня](https://ural-n.ru/uploads/topics/preview/00/00/00/39/6585ff0c20.jpg)
Интересные места
Белая башня
Водонапорная башня УЗТМ: история и архитектура.
В противовес высоченной инфернальной телебашне Екатеринбурга, которую снесли в 2018 году, на противоположном конце города стоит Белая башня. Невысокая (29 метров), но тем не менее заметная городская доминанта.
Водонапорная башня построена в 1928-31 гг. по проекту архитектора М. Рейшера на Уралмаше, на стыке улиц Донбасской и Бакинских комиссаров. Раньше её можно было видеть с площади Первой пятилетки, пока не построили ДК Уралмаша.
![Ричард Пэйр. Водонапорная башня на УЗТМ, Екатеринбург. Инженер М. Рейшер, 1929](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/19/56b7073377.jpg)
Вскоре после сдачи башню побелили, и официальное название «Водонапорная башня УЗТМ» быстро вытеснилось народным «Белая башня».
Некоторые близлежащие магазины, а также известный в городе авторынок, включили Белую башню в свои названия. Башня долго была заброшена, сейчас её законсервировали и восстанавливают арх-группа «Подельники».
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/19/35438c3f76.jpg)
Проект М. Рейшера
В конце 1920-х на севере Свердловска полным ходом идёт строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения и жилого массива при нём. Встала необходимость постройки водонапорной башни для постоянного водоснабжения соцгорода. Поначалу воду привозили в бочках на лошадях.
В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Как только эта идея получила поддержку главного инженера В. Фидлера, объявили экспресс-конкурс, на котором свои проекты представили П. Оранский, В. Безруков и М. В. Рейшер.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/decea2fa4e.jpg)
Победил эскиз Рейшера. Проектное предложение Рейшера опиралось на методы конструктивизма, оно основывалось на пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустроить две смотровые площадки: на кровле бака и в маленьком консольном объёме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни по проекту равнялась 29 метрам, и она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой местности.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/76652c588c.jpg)
Архитектура башни
Архитектурный образ водонапорной башни — классический пример объединения функции, конструкции и формы. Это инженерное сооружение вошло во многие отечественные и зарубежные издания и учебники как образец авангардной архитектуры.
Стремление к монументальности и экспрессии обусловило выбранное автором достаточно сложное в конструктивном отношении и выразительное по архитектуре решение, смело порывающее с традиционными приемами организации подобных инженерных сооружений того времени. Массивный объем громадного бака для воды опирается на три железобетонные опоры, его светлая цилиндрическая форма с графически выделенными небольшими темными деталями окон как бы оторвалась от земли и парит на изящных опорах. Блок вертикальных коммуникаций решен в виде примыкающего сбоку самостоятельного объёма.
![](https://ural-n.ru/uploads/images/00/03/44/2018/07/27/383f50.jpg)
Изначально башню хотели сделать полностью из железобетона. Но до этого в городе не было опыта строительства зданий из подобного материала, и для надёжности проект решили видоизменить. Инженер Фидлер лично пририсовал дополнительные ножки под баком и настоял на том, чтобы сам бак был изготовлен из металла.
Железобетонные конструкции сооружения разработали в московском проектном бюро Техбетон, проект металлического бака-резервуара по системе Инце — в проектном бюро металлоконструкций под руководством С. Короткова.
При сборке бака впервые в городе использовалась техника электросварки, а не склёпки. Бак изготовили за 5 месяцев, 5 июня 1931 года был наложен последний сварной шов, и башня была готова к эксплуатации.
Нужно отметить, что бак башни Уралмаша в то время был самым крупным в мире и превышал по размерам на 50-70 кубометров аналогичный, возведенный в США в городе Чикаго.
Открытие башни и прорыв бака
Через час после торжественного заполнения бака водой и подписания акта о приёмке башни в эксплуатацию, произошло неожиданное событие. Днище бака «Инце» выгнулось, оборвалось, и все сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на своём пути все случайные преграды, в том числе и вооружённого постового, пронеся его на 20 метров от башни.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/fcdd5c7277.jpg)
У В. Ф. Фидлера сразу же собрались все ведущие специалисты, принимавшие участие в проектировании, строительстве, монтаже и приёмке башни. Во время обсуждения случившегося в кабинет вошёл представитель НКВД. Владимир Фёдорович поднялся и внешне спокойно просил извинить, что не может сейчас уделить ему время, просил обождать:
В данный момент мы решаем технический вопрос, как в максимально короткий срок ликвидировать аварию. Кому, что и в какие сроки нужно сделать. Решив эту задачу, я займусь с Вами выявлением лиц, виновных в этой аварии.
В то время и в такой ситуации старому «спецу» так принять представителя НКВД, просить его по существу выйти и не мешать работать — нужно было обладать большой смелостью и силой воли.
Новое днище для бака решили делать в железобетоне. «Инженера Прохорова вызвали в Свердловск, и пока он ехал на пароходе от Нижнего Новгорода до Перми, за 4-5 дней он произвел расчёт нового днища, изготовил чертежи и выдал проект к исполнению».
Такими же рекордными темпами проект был осуществлён. Новое днище бака оказалось надёжным. Были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/47db069267.jpg)
По завершении строительства башню окрасили белой известью, благодаря чему за ней закрепилось имя «Белая башня».
Значение Белой башни
С момента открытия вплоть до начала войны водонапорная башня УЗТМ значилась во всех строительно-технических справочниках как образец промышленного зодчества. Таким образом, башня стала прототипом для ряда объектов аналогичного назначения. Первым аналогом стала водонапорная башня завода “Красный гвоздильщик” в Ленинграде (25-я линия Васильевского острова, 8), архитектор Я. Чернихов. «Белая башня» также введена в проект завода «Средуралмедьстрой». Построенное в 1931 г. на территории Уралмаша здание ТЭЦ формально повторяет композицию башни. Примеры заимствования встречаются даже в зарубежной строительной практике, в частности, на одном из молочных заводов Северного Китая.
![Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик», арх. Я. Г. Чернихов, 1929-1930 гг., Санкт-Петербург,25-я линия В. О., д. 6](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/68ee73cf94.jpg)
Дальнейшая судьба
В 1960-е годы Белая башня утратила своё функциональное значение, и встал вопрос о дальнейшем приспособлении её в структуре города. Автор башни М. В. Рейшер и группа художников разработали проект приспособления её помещений под молодёжное кафе с залом на 50 мест, расположенное на высоте 24 метра. На верхней площадке предполагался киоск «;Мороженое, воды» и обзорная площадка.
К проекту благосклонно отнеслись в Орджоникидзевском райисполкоме, в дирекции Уралмаша, в обществе охраны памятников, но, как писал сам Рейшер, «проект застрял у главного архитектора Свердловска Г.И.Белянкина и не может найти дверь для выхода».
В 1975 в институте «Свердловскгражданпроект» провели конкурс на лучшее приспособление Белой башни, но все проекты легли на полку. В 1989 году в газете «За тяжёлое машиностроение» задали вопрос о дальнейшей судьбе этого памятника, но и предложения читателей ничего ни дали.
Белая башня долго пустовала, не имея реального хозяина, а между тем ещё в 1930-е годы здесь предполагали построить огромный культурный комплекс. Прямо за башней предполагали построить стадион (архитектор П. В. Оранский), который ныне можно было бы использовать как торговый или выставочный центр.
В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, уже тогда носивший статус памятника, был выключен из жизни города и обречён на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания.
Несмотря на то, что башню, как пространственную доминанту, видно лишь с периферийных улиц, с любой другой точки Уралмаша можно заметить её часть. Она остается одним из символов города Екатеринбурга.
![Водонапорная башня в соцгородке Уралмаша. 1930. Архитектор М.В.Рейшер. Фотография 1968 года](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/22fcbd3790.jpg)
Новейшая история башни такова. В середине 1980-х годов открылась страховая компания «Белая башня», одним из акционеров которой стал Уралмашзавод. Его вкладом в уставной капитал АО стала та самая «бывшая водокачка». Руководство страховой компании долго решало, как использовать творение Рейшера. Предлагали сделать в башне клуб страхователей, открыть ресторан. Но все эти проекты не воплотились.
В конце 80-х компания передала башню во владение областного комитета по госимуществу, содержать её стало невыгодно. Башня никогда не реставрировалась. Причина тому лежит в её дуалистическом статусе: с одной стороны это памятник федерального значения, и соответственно находится под охраной областных властей, с другой стороны, земля, на которой памятник стоит, принадлежит городу, а городская администрация имеет на своё хозяйство несколько иную точку зрения.
Компромисс в сложившейся ситуации ещё предстоит найти. Специалисты осознают, что утрата Белой Башней её прежней роли пространственного маяка необратима, и поэтому ищут иной способ возвращения городу Екатеринбургу одного из его символов.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/e1bdff203c.jpg)
В 2006 году башню взяла под свою опеку международная гуманитарная организация «Красный крест», но уникальный архитектурный объект всё равно стоял заброшенный и использовался только в качестве места для размещения рекламы.
В 2012 году в жизни Белой башни наступил переломный момент. Появились «Подельники» — группа архитекторов-энтузиастов, которые взяли её под опеку. Они очистили башню от мусора, законсервировали и заново вписали её в ткань города. Сейчас Белая башня — не просто очередная «заброшка» или красивый, но никому не нужный памятник архитектуры, а один из городских центров притяжения. Здесь проходят экскурсии, выставки и концерты. Следующий этап её восстановления — реставрация. Читайте, как восстанавливали Белую башню.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/188a5e6fb9.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/75ac917d4f.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/a9e56b1f79.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/b73229b067.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/da85e80483.jpg)
Здесь был бак для воды.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/abbeaf1c3f.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/939cf11b43.jpg)
Смотровая площадка.
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/7a620a37b6.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/f3e06e4f35.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/81cb32018a.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/01/24/45813dc4a2.jpg)
![](http://ural-n.ru/uploads/images/00/00/04/2011/02/07/6bded96719.jpg)
Доехать до Белой башни проще всего на метро до станции «Уралмаш», оттуда на трамваях 8, 17, 22 до остановки «Донбасская».