События
11-й фестиваль датского кино Danish Wave
В «Ельцин Центре» с 10 по 13 октября. Специальные гости открытия — посол Дании в России Карстен Сендергорд и кинокритик Антон Долин.
Кинопоказы пройдут в кино-конференц зале Ельцин Центра с 10 по 13 октября, билеты на сайте и в кассах Ельцин Центра. Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Расписание сеансов
10 октября, четверг, 19:30 — «Счастливчик Пер», 12+, билет 300 рублей, гость показа Антон Долин11 октября, пятница, 20:00 — «Мистериум. Журнал 64», 18+, билет 250 рублей
12 октября, суббота, 19:00 — «Пока не наступили холода», 16+, билет 250 рублей
13 октября, воскресенье, 18:00 — «По доброй воле», 16+, билет 250 рублей. В этом году программу откроет эпический кинороман «Счастливчик Пер», насыщенное полотно о молодом искателе счастья и свободы в Копенгагене XIX века. Это новейшая работа режиссера Билле Аугуста, живого классика, не раз успешно работавшего за пределами Дании, европейца, уважаемого в Голливуде, и одного из редких режиссёров-счастливчиков, дважды удостоенных Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
Ещё одна костюмированная историческая драма на фестивале — «Пока не наступили холода» Михаэля Ноэра: три его предыдущих картины участвовали в «Датской волне». Год назад мы устраивали российскую премьеру американского дебюта Ноэра — забористого киноприключения «Мотылёк». Вернувшись на родину, один из лучших датских режиссёров XXI века создал насыщенное драматичное произведение о суровых испытаниях, выпавших на долю старого фермера.
Участник «Датской волны» 2011 года Кристоффер Боэ — представитель того же поколения, что и Ноэр, суперпрофи, мастерски работающий в разных жанрах, но всегда выбирающий острый сюжет. Его новый фильм «Журнал 64» продолжает детективную франшизу «Мистериум» о приключениях сыщиков Мёрка и Ассада из отдела Q, берущегося за самые невероятные «висяки».
Фредерикке Аспек, автор весьма необычной комедии «По доброй воле», на «Датской волне» впервые, однако фестивальная судьба её предыдущего фильма — мультикультурной мелодрамы «Росита» — началась именно в России, на ММКФ, наградившем Аспек призом за режиссуру.
Искусство и актуальная тематика, большой стиль, восходящий к классической литературе, и стремительный современный ритм повествования, драматизм и парадоксальный юмор — разные грани многоликого кинематографа Дании.
Фильм открытия
«Счастливчик Пер / Lykke-Per»2018, 162 мин
Страна: Дания
Режиссёр: Билле Аугуст
В ролях: Эсбен Смед Енсен, Катрин Розенталь, Беньямин Киттер, Джули Кристиансен
Жанр: драма
Эпос по классическому социальному роману о капитале, религии, инженерии и любви. Петер Сидениус (Эсбен Смед, «Письма Амины», «Доброта незнакомцев») — амбициозный юноша из консервативной религиозной семьи с запада страны — грезит карьерой, богатством и приключениями. Он единственный из одиннадцати детей пастора рискнул взбунтоваться, нарушить привычный ход вещей и вырваться из привычного патриархального круга. Для начала — в столичный Копенгаген, где набирает силу деловая буржуазия. Здесь его возлюбленной (и проводником в другой мир) становится Якоба (Катрин Грис-Розенталь, «Мистериум. Охотники на фазанов»), старшая из дочерей богатого еврейского биржевика Соломона, девушка недюжинного ума и независимого нрава...
«На востоке Ютландии, в провинциальном городишке, что затерялся среди зелёных холмов, в устье лесистого фьорда, жил ещё с довоенных времён пастор по имени Иоганн Сидениус. Это был человек набожный и суровый. И по виду своему, и по укладу жизни он совсем не походил на других обитателей города и оттого много лет оставался для них чужаком, чьи странности порой заставляли их пожимать плечами, а порой не на шутку сердиться...» Так начинается огромный роман Хенрика Понтоппидана, создававшийся с 1898-го по 1904-й годы (а в 1917-м автор получил Нобелевскую премию по литературе). По этому отрывку уже можно представить степенность, красоту и подробность текста, его социальную точность, историзм и психологическую глубину (разве что об иронии, пронизывающей роман, первые строки представления не дают). «Счастливчик Пер» — абсолютная датская классика; Билле Аугуст экранизировал её максимально бережно. И так увлекательно, что фильм моментально привлёк внимание всемогущего Netflix’а.
Награды и фестивали:
Пекинский международный кинофестиваль — премия Tiantian (лучший фильм)
Robert Festival — лучшая работа художника-постановщика
Премия «Бодиль» — лучшая женская роль второго плана
Международный кинофестиваль в Гамбурге — участник программы
Программа фестиваля
«Мистериум. Журнал 64 / Journal 64»2018, 119 мин
Страна: Дания, Германия
Режиссёр: Кристоффер Боэ
В ролях: Николай Ли Каас, Фарес Фарес, Джохэнн Луиз Шмидт, Сёрен Пильмарк, Фанни Борнедал, Клара Росагер, Луиза Скоу
Жанр: детектив, триллер
Четвёртый выпуск детективной серии о полицейском дуэте, которому не страшны самые чудовищные тайны. Пролог датирован 1961-м годом — тогда Дания была страной, далёкой от соблюдения гражданских прав и гендерного равенства, и у каждого дикаря-отца было право отправить свою дочь на насильственное лечение в схожий с тюрьмой островной интернат. Что и случилось с юной Нете, так некстати влюбившейся в кузена.
В 2018-м дуэт бесподобных сыщиков Мёрка (Николай Ли Каас) и Ассада (Фарес Фарес) из спецотдела Q переживает последние времена: Ассад уходит на пост поспокойнее, Мёрк прячет горечь расставания (и разочарования в товарище) за напускным равнодушием. Но вот в одном из обычных городских домов обнаруживают тайную комнату — с тремя мумифицированными трупами. Сыщики, съевшие собаку на раскрытии, казалось бы, неразрешимых тайн, не могут пройти мимо такого дела. Расследование приведёт их в места заточения Нете — и к жутким конспирологическим преступлениям наших дней...
Четвёртый фильм франшизы «Мистериум», основанной на детективных романах Адлера-Ольсена, полон болезненных социальных проблем; относительность демократических норм и историческая вина датского правительства — среди его провокационно-полемических аспектов. Но такой серьёзный бэкграунд не помеха жанру. Экшн, секреты, ложь, кровь, изуверская жестокость — в наличии все «грязные прелести» северного детектива. Маэстро Кристоффер Боэ («Аллегро», «Всё будет хорошо», «Всё, что вы хотели знать о сексе и налогах») виртуозно завершает цикл. Или продолжение следует?
Награды и фестивали:
Премия «Роберт» — лучшая мужская роль второго плана
Международный кинофестиваль в Сиджесе — участник программы
«Пока не наступили холода / Før frosten»
2018, 104 мин
Страна: Дания
Режиссёр: Михаэль Ноэр
В ролях: Йеспер Кристенсен, Клара Росагер, Магнус Креппер, Гита Нёрбю, Эллиот Кроссет Хов, Расмус Хаммерих
Жанр: драма
Живописная драма о чести и достоинстве в трудные времена. Сельская Дания середины XIX века. Большинство местных фермеров — на грани разорения; кажется, только у шведов карманы полнятся деньгами. Старик Йенс за бесценок продаёт корову — но и это не гарантия от голода и бесчестья: и вот уже в церкви Йенса оттесняют с «престижных» мест вблизи пасторской кафедры. Когда исчезает последняя надежда на урожай, Йенс решает «продать» дочь — в смысле, выторговать ей выгодную партию, вопреки чувствам девушки; иначе не прокормить взятых на воспитание племянников и не выжить самим...
У строгого и сильного фильма (основанного, кстати, на полностью оригинальном сценарии) немало художественных достоинств: чёткая режиссура Михаэля Ноэра, суровая, но соблазнительно живописная картинка, дотошно воссозданная среда. На первом же месте — абсолютно совершенная актёрская работа 70-летнего мэтра Йеспера Кристенсена, в обширной фильмографии которого есть и Триер, и бондиана; да чего только нет. В свой юбилейный год Кристенсен сыграл роль-утёс, национальный характер со всеми его противоречиями.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Чикаго — приз Silver Hugo (лучшая мужская роль)
Международный кинофестиваль в Токио —лучшая мужская роль; специальный приз жюри
«По доброй воле / De Frivillige»
2019, 89 мин
Страна: Дания
Режиссёр: Фредерикке Аспек
В ролях: Якоб Ульрик Ломанн, Андерс Маттесен, Кристофер Лессо, Мортен Хебсгор, Сёрен Маллинг, Финн Нилсен
Жанр: комедия, драма
Плавно переходящая в триллер комедия про мужчин в тюрьме. Маркус (Якоб Ломанн, «Мистериум. Тьма в бутылке») — успешный (настолько, что выпустил автобиографию-бестселлер), но не слишком чистый на руку финансист — угодил в тюрьму. Он наивно думает, что ненадолго, однако адвокат трезво советует готовиться к худшему: предварительное заключение может растянуться до двух лет. В обычной тюрьме Маркус не протянул бы и недели: у вора в законе, которого он неосторожно называет Жирным Карстеном, к дельцу свои счёты. Чтобы уберечься от дальнейших побоев, Маркус добровольно соглашается на камеру-одиночку — в том отсеке, где отбывают наказание педофилы и насильники. Впрочем, выглядят они вполне мило — особенно, когда поют в хоре. Но именно пение, благое и невинное занятие, приведёт героев к фатальным последствиям...
Фредерикке Аспек («Лабрадор», «Росита») — женщина-режиссёр, создавшая один из самых непредсказуемых фильмов о мужском мире. Сюрпризы в «Добровольцах» не столько сюжетные, сколько интонационные. Это, безусловно, комедия, в которой достаточно драматизма, всё в порядке с психологической достоверностью — и медленный, но верный крен в сторону настоящего триллера оказывается убедительным. Гармония за решёткой — то, чего не может быть; взрыв неизбежен.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Роттердаме — участник программы
Международный кинофестиваль в Гётеборге — участник программы
Международный кинофестиваль в Карловых Варах — участник программы
Международный кинофестиваль в Мюнхене — участник программы