Интересные места
Деревянное зодчество Екатеринбурга. Начало.
Здание в стиле «модерн» как образец деревянного зодчества, украшено фигурным железным орнаментом и деревянной резьбой. XIX в. Перенесено с ул. Толмачева 40 на ул. Пролетарская, 10. Сейчас здесь Объединенный музей писателей Урала.
В начале 1870-х гг. стараниями архитектора В. Гартмана в отечественном зодчестве утвердился так называемый «русский стиль», предпочитавший каменным зданиям деревянные стилизованные постройки с богатым декором. Лучшие проекты архитекторов этого направления публиковались в журнале «Мотивы русской архитектуры» и рассылались во все концы государства. «Всюду эта новая деревянная архитектура блещет своими формами, — восторженно писал знаменитый критик В. Стасов, — резными наверху решетками, живописными крышами, бесконечным разнообразием окон и дверей, окруженных узорчатыми наличниками и навесами».
В столицах «русский стиль» не продержался больше десятилетия, уступив место новой моде, но в провинции он нашел много почитателей, подвергался различным модификациям и просуществовал вплоть до начала XX в. Тому есть свое объяснение. Для жителя провинциального города, в отличие от петербургской публики, деревянный дом не был terra incognita, для него это родная, еще не забытая повседневность. Новые архитектурные веяния провинциал воспринимал как разрешение использовать в оформлении своего дома привычные ему и хорошо знакомые мотивы.
Попробуем проследить на примере Екатеринбурга эволюцию развития городского деревянного дома, присмотревшись внимательно к тому, что еще осталось и что сохранилось только на фотографиях.
В первой половине XIX в. правительство строго следило, чтобы всякое новое строение в городе отвечало системе норм и правил, присущих стилю классицизма: симметричная композиция фасада, нечетное число окон, гладкие покрашенные в спокойные тона стены и т. п. Выпуклая фактура бревен не считалась достоинством. Деревянные дома обивали тесом, штукатурили и красили, делая их неотличимыми от каменных. Во второй половине XIX в. надзор за стилистикой обывательского жилища ослаб, но сами домостроители еще долго сохраняли приверженность эстетике классицизма. Для них с классицизмом было связано понятие престижа. Так появились странные на первый взгляд, эклектичные полукаменные дома. В оформлении нижнего этажа легко заметить декоративные элементы, присущие каменной архитектуре классицизма, тогда как верхний этаж обильно украшен деревянной резьбой. Причем от древних языческих верований здесь нет и следа, традиционный орнамент используется только как украшение. Богатый декор предназначался для рекламы -коммерческий прагматизм города взял верх над патриархальностью деревни.
ул. Добролюбова, 3. Дом снесён
Добролюбова, 3. Фрагмент резного аттика
Для большинства деревянных домов Екатеринбурга второй половины XIX в. характерно это смешение классицизма с декоративным убранством фасада в «русском стиле». Сейчас уже невозможно определить, была ли мода на деревянную резьбу заимствована из столичных журналов или она стала следствием местной интерпретации архитектурного фольклора.
ул. Шейнкмана, 83
Оригинальную страницу в деревянное зодчество старого Екатеринбурга вписали представители диаспор, в частности, татарская семья Агафуровых и немецкая — Филитц.
Торговый дом братьев Камалитдина и Заинитдина Агафуровых торговал в Урало-Сибирском регионе бакалеей, галантереей и другими товарами повседневного спроса. Полукаменный дом на Сакко и Ванцетти, 24, был одним из немногих в Екатеринбурге, где в деревянном декоре восточные мусульманские мотивы использовались наряду с русскими и неоготическими, а в 1896-1898 гг. ими был построен деревянный дом в самом, что ни на есть «русском стиле» (Сакко и Ванцетти, 28).
Все 4 фото — усадьба Агафуровых в Екатеринбурге, ул. Сакко и Ванцетти, 28
Здесь создается Музей купеческого быта. В экспозициях музея планируется показ интерьера торговой лавки и конторы, домашних интерьеров екатеринбургской купеческой семьи (гостиной, зала, детской, кабинета, прихожей и др.).
Посетители музея смогут посетить зал екатеринбургского кинематографа и чайной рубежа ХIХ-ХХ вв. Но это будет в будущем. В настоящее время в здании ведется капитальный ремонт.
В середине 1880-х прусский подданный Эрнст Филитц открыл в Екатеринбурге пивоваренный завод и общественный сад при нем (современная территория зоопарка). Весь квартал по Водочной улице (ул. Мамина Сибиряка) вместе с садом и заводом обрамляли два великолепных деревянных дома. Один из них (Мамина Сибиряка, 187) недавно был отреставрирован и уже стал своего рода визитной карточкой деревянной архитектуры Екатеринбурга. Другой, к сожалению, время не пощадило.
Усадьба Филитц, 1896г., ул. Мамина Сибиряка, 187
Сегодня в одном из домов Агафуровых -представительство республики Татарстан, в другом — готовятся открыть Музей купеческого быта. Дом Филитц также находится под присмотром, и пропасть ему не дадут. Но, рядовые деревянные постройки 70-90-х годов XIX века, «элементы городской среды», как говорят профессионалы, исчезают на наших глазах. Все старое должно уступить место новому — это естественный процесс, который невозможно предотвратить. Часть истории и культуры Екатеринбурга навсегда уходит в небытие. Так, пробегая в который раз мимо полуразвалившихся деревянных стен, остановитесь на минуту, присмотритесь внимательно к накренившемуся наличнику, к резьбе на карнизе, вот уже столетие или даже полтора они висят на этом месте, и, возможно, именно сегодня вы видите их в последний раз.
Из статьи Артёма Берковича "Деревянное зодчество старого Екатеринбурга".
Доходный дом в стиле а ля Рюс, 1880-е гг, ул. Гоголя, 20
Жилой дом с башенками и деревянной резьбой рубеж XIX — XX вв., ул. Куйбышева, 29
Жилой дом с башенками в стиле модерн, нач. XX в. ул. Шейкмана, 83
Продолжение и фото остальных памятников: //ural-n.ru/blog/objects/38.html
Карта памятников архитектуры, деревянные постройки отмечены красным цветом: www.brodyaga.com/pages/old_ekaterinburg.htm