События
Казахские гобелены, керамика и батик в Доме художника
С 6 октября по 6 ноября в Екатеринбурге проходит первая Уральская триеннале декоративно-прикладного искусства.
Работы всех авторов разместили в двух выставочных залах галереи Екатеринбургского отделения Союза художников России. Результатом стало единое художественное пространство, где все экспонаты подчёркивают и дополняют друг друга.
Выставка "Тюркские образы Евразии"
На открытии объединённой выставки авторов представила искусствовед Светлана Шкляева, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства КазНАИ им. Т. Жургенова.Малик Муканов окончил кафедру монументального искусства Казахской национальной академии искусств, прошлым летом защитил докторскую диссертацию по изучению казахского гобелена. Бауыржан Досжанов окончил кафедру текстиля. Айдар Жамхан, который не смог приехать, также закончил кафедру монументального искусства. Со слов Светланы Шкляевой, название выставки не имеет в виду географических границ или конкретных территорий. Скорее это чувствование общей истории, общих духовных понятий.
В этом году Казахстан отмечает 25-летие независимости, и на протяжении всех этих лет казахские художники, писатели, музыканты, учёные ищут глубинные пласты казахской культуры, которые уходят корнями к древним временам. В творчестве художников очень сильны мифологические направления.
Она также отметила, что каждая из представленных работ достойна отдельного большого исследования, и рассказала о некоторых из них.
"Божественная Умай" М. Муканова и А. Жамхана. Эта работа — текстильная транскрипция известной плиты с выгравированным изображением лика, найденной в 60-х годах прошло века недалеко от города Тараз (в прошлом Джамбул). С одной стороны, это эстетический идеал восточной женщины — с луноподобными бровями, в красном трёхрогом головном уборе. С другой стороны, это изображение строится как икона (само слово "икона", как считают тюркологи, древнетюркское, и означает "открой душу"), и по краям лика, как на полях иконы, изображены клейма с картинами неторопливого степного жития. Художники в своих работах интересно интерпретируют вариации красного цвета, который имеет огромное значение в национальной казахской культуре, и здесь именно красный цвет держит композицию.
Очень интересная работа "Мудрец" Б. Досжанова. Мы видим фигуру шагающего мудреца, который несёт луну. Мифологема пути очень характерна для тюркской мифологии, особенно для кочевников, а луна — это сакральный символ, символ знания, интеллекта. Фигура верблюда тоже сакральна — это демиург, Создатель. Образы верблюда встречаются в петроглифах эпохи бронзы на территории Казахстана. Верблюд также покрыт изображениями луны, и на его горбах мы тоже видим луну. Таким образом, художник показывает, что если человек собирает знания, мудрость, добрые поступки, то это всё уходит вверх, во вселенную. Таким образом с помощью наших добрых дел мы можем влиять на мир.
Персональная выставка Василисы Портновой
Василиса Портнова пояснила, что представляет на триеннале сразу три города: Ханты-Мансийск, где она живёт и работает сейчас, Красноярск, где она училась в Государственном институте искусств, и Магнитогорск, где прошло её детство и где она долгое время жила и работала. Она условно назвала свою выставку "25+" — по количеству лет, за которое создавались представленные работы. Выставка включает работы из нескольких больших серий разных периодов, поэтому в целом смотрится несколько разнородно. Первая серия "Хранительницы" — образы женщин-сосудов, женщин-камней.Автор пояснила, что её интересует тема взаимодействия живого и неживого, трансформация камня, глины, выявление свойств глины — всё это соединяется в этих образах. Происходит некоторый аналитический разбор того, что есть керамика, что есть глина, что есть форма и как они взаимодействуют друг с другом. Другая большая серия, выставленная в малом зале — "Тема с вариацией". Это рассмотрение ритмической организации пространства при помощи форм, которые подобны по силуэту, но каждая имеет свой стилистический оттенок в зависимости от технологии изготовления и в зависимости от уровня стилизации.
Поскольку Василиса Портнова уже много лет преподаёт, отчасти серию можно рассматривать в качестве методического пособия, как один и тот же силуэт может по-разному читаться в зависимости от его обработки. Третья серия — это формы, максимально приближенные к камню. Фигуры максимально статические, несущие в себе мощную энергию покоя.