Люди
Как устроено пленочное кино
О магии пленочных кинопоказов, истории и секретах профессии беседуем с киномехаником Дмитрием Киприяновым.
Сходить в кинотеатр сейчас — самое обычное развлечение, каждую неделю в прокат выходят новые фильмы. Чтобы внести разнообразие в эту ставшую обыденностью рутину, кинотеатры постоянно придумывают что-то новое: проводят фестивали кино, устраивают тематические вечера. Иногда новое — это хорошо забытое старое, поэтому кинотеатры перевыпускают в прокат старые культовые фильмы и возвращаются к пленочным показам. Давайте вспомним, когда появились первые кинотеатры в Екатеринбурге, и окунемся в мир пленочного кино вместе с киномехаником Дмитрием Киприяновым.
Когда и как появились кинотеатры в Екатеринбурге
Начнем с краткой исторической справки. Самым первым кинотеатром Екатеринбурга был «Лоранж», в советские времена это был «Совкино». В 1909 году он начал свою работу при участии фотографа Вениамина Метенкова. На тот момент зрителей не сильно заинтересовало кино. Но уже в 1912 году город посетили агенты братьев Люмьер и провели 9 киносеансов. На этот раз эффект был ошеломляющим, они буквально покорили публику. Так в Екатеринбурге началась эпоха кинотеатров. В 1914 году городской театр был переименован в «Колизей» и использовался в качестве кинотеатра до 2017 года.
Кино захватывает все больше людей, и в 1920-х годах строят новые кинотеатры. Во времена СССР главным считается «Космос». Чуть менее популярными — «Совкино» и «Салют». В каждом районе появляются новые здания кинотеатров. Строят «Сталь» на ВИЗе и «Темп» на Уралмаше, «Зарю» на Эльмаше. За два года до перестройки на улице Луначарского появляется «Дом кино». Он становится последним кинозданием, построенным в Екатеринбурге в советское время.
О кинотеатрах Свердловска и пленочном кино рассказывает киномеханик Дмитрий Киприянов.
Дмитрий Киприянов работает киномехаником с 1973 года. Он рассказал нам, в чем была сложность работы киномеханика, что раньше показывали в кинотеатрах и как пленка перешла на цифру.
По какому принципу раньше работал кинотеатр?
«Для любителей кино продавались киноабонементы. В них было 6-7 тем, которые были распределены на год. Чем-то похоже на лекторий, только посвященный вопросам киноискусства. Темы на таких мероприятиях были совершенно разными: от научной фантастики до соцреализма.
У нас в городе было такое «Бюро пропаганды киноискусства». Директором была советская и российская журналистка и актриса Эмма Абайдуллина, жена режиссера Эльдара Рязанова. Она привозила в город артистов для выступлений в кинотеатре.
Дважды в год привозили зарубежные фильмы, их крутили на закрытых показах. На них пускали только членов союза кинематографистов, так как они были не дублированы. Это был примерно 1976 год. Очень хотелось попасть туда».
И вы попали?
«Да, мы с друзьями, когда услышали, что будет закрытый показ фильмов, пошли туда, но нас развернули. На следующий день мы пришли заранее, за час до показа, и спрятались. Я спрятался в трибуне на сцене, ребята спрятались в зале. Их вычислили и выгнали, а я мужественно отсидел час до начала и 4 часа показа. После этого, как мне потом рассказали, стали очень тщательно осматривать зал и трибуны в том числе тоже. Тогда я посмотрел два потрясающих фильма: «Серпико» с Аль Пачино и «Гонки с дьяволом»».
Как началась ваша карьера киномеханика?
«Кино затянуло. Начинал с помощника киномеханика и дорос до киномеханика первой категории. Как говорится кого один раз затянуло, того уже это дело не отпустит».
Как выглядела работа киномеханика, когда были пленочные кинопроекторы?
«Представьте себе ситуацию: 9 залов, пленку нужно намотать на одно большое колесо проектора, а в процессе нужно переставлять бобины с пленкой, чтобы продолжить показ.
Среда — это была каторга, день смены программ. Ты должен старое разобрать и новое собрать. Если даже по три фильма в каждом зале на 9 умножить, это уже 27 программ нужно сделать. Конечно, это физически одному человеку трудно выполнить. Потом началась тема с коммерческой рекламой. Она тоже была пленочной, и это все надо быстро поменять, а за день могли несколько раз новую принести, вот и сиди, ковыряйся.
Бобины с пленкой были тяжелыми, каждая весом примерно в 20 кг, а их нужно было постоянно поднимать, перетаскивать, менять. Мощность звука в фильмах тогда была небольшая, но блоки занимали всю стену и было проложено огромное количество проводов.
Киномеханик Дмитрий Киприянов в кинотеатре «Мир», 1982 год:
У меня, кстати, есть своя коллекция пленочных аппаратов и не только. Хотелось бы их пристроить в музей действующего кинооборудования. Собираю я эту коллекцию уже около пятнадцати лет. Находил я их везде, где только можно. Что-то удалось вовремя выпросить в закрывающихся кинотеатрах или там, где меняли старое оборудование на новое. Что-то найдено на просторах интернета. Всё это с любовью было оживлено и реставрировано. В коллекции есть переносные и стационарные проекторы. Кроме них много всякого вспомогательного оборудования. Самый старый экспонат 1963 года выпуска, самый молодой — начала 2000-х».
Как кинотеатры получали фильмы?
«Фильмы кинотеатрам раздавались по очереди. Сначала новая картина отправлялась к так называемым «первым экранам», которым давалось предпочтение при распределении фильмов, а затем уже картина переходила к другим кинотеатрам. У нас чаще всего «первым экраном» был Космос».
Какие самые кассовые пленочные фильмы тогда выходили?
«Предельно кассовые фильмы — «Чёрный тюльпан» и фильмы с такими актерами как Адриано Челентано и Жан-Поль Бельмондо. Они назывались «костюмные», их не считали искусством. Народу ходило тьма. Японский полнометражный мультик «Кот в сапогах» на большом экране собиралось смотреть 2000 человек.
Фильм «Ирония судьбы или с легким паром» в 1975 году изначально не взяли в кинотеатр, а отдали на телевидение, потому что подумали, что никому не будет это интересно. Но прогадали: на следующий день начали раздаваться звонки, что, мол, хотим еще раз посмотреть, на большом экране. И в итоге все-таки выпустили потом, но кинопрокатчики уже упустили часть прибыли.
Люди очень любили ходить на индийское кино. В «Совкино» регулярно его показывали, и кинотеатр называли кинотеатром индийского кино. Им всегда отдавали «право первой ночи» для показа.
В 90-е одним из рекордсменов пленочного кино стал «Титаник». Его крутили в кинотеатре «Салют» 1 год и 7 месяцев. В 1998 году это событие попало в книгу рекордов Гиннесса».
Когда и как пленочная техника поменялась на цифровую?
«Очень быстро поменялась техника с пленочных аппаратов на цифровые, буквально за год. В 2009 году, когда на краны выходил «Аватар», началась смена техники. Кинотеатры хотели к премьере поменять проекторы. Было даже такое, что в одном зале был цифровой аппарат, а в другом пленочный».
Личная коллекция пленочных проекторов Дмитрия Киприянова:
Почему стоит посмотреть пленочное кино?
«Потому что в пленочном кино есть душа. Даже когда «Титаник» год крутили в кинотеатре, на показ «Прощание с Титаником» все равно пришло 250 человек, было забито все, хотя фильм видели уже 10 раз. В этом есть определенная магия, на словах не передать».