Город
Красная линия. Новый взгляд
Посмотрим основные точки Красной линии и другие интересные достопримечательности, а ещё заглянем во дворы.
В создании и реализации проекта поучаствовали более одиннадцати тысяч граждан Екатеринбурга. «Отцом» Красной линии стал Дмитрий Калаев, который в октябре 2010 года активно развивал идею в своем блоге (в то время он был советником министра экономики Свердловской области — прим. ред.). Интерес екатеринбуржцев к проекту быстро набирал обороты, и по итогам всех обсуждений было выбрано 70 наиболее интересных объектов исторической части города. В дальнейшем этот список был сокращён до 35 пунктов. В мае 2011 года маршрут согласовали с администрацией города, а компания «Пенетрон» выделила 600 кг красной краски. Днём рождения Красной линии стало 18 июня 2011 года.
Каждый объект на маршруте имеет собственный номер. Это делает его чётким и логичным, а путешествующим помогает не сбиться с пути и не пропустить нужный поворот.
Наш собственный маршрут будет несколько отличаться от классического. Кроме основных его составляющих мы посмотрим и на другие, не менее интересные достопримечательности, а также заглянем во дворы, мимо которых ежедневно проходят многие екатеринбуржцы.
Первая точка нашего собственного маршрута — Храм-на-Крови. На классическом маршруте он обозначен пятнадцатым номером. Место, на котором сейчас стоит храм, за два века успело пережить множество изменений. До 1880 года здесь стояла деревянная Вознесенская церковь, позже на её месте чиновник Редикорцев выстроил двухэтажный каменный особняк. Потом его купил золотопромышленник Шаравьев, а в начале 1908 года — военный инженер-строитель Николай Николаевич Ипатьев. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года здесь расстреляли царскую семью, во время их пребывания в доме он именовался Домом Особого Назначения.
В дальнейшем тут располагались различные конторы: армейский штаб, штаб трудовой армии, а после окончания Гражданской войны — студенческое общежитие и квартиры советских служащих. Позже там расположился основной фонд Областного партийного архива и Уральский филиал Музея Революции и Антирелигиозного музея. Одними из последних здесь размещались филиал государственного Челябинского института культуры и городское агентство «Союзпечать». В сентябре 1977 года по приказу Андропова здание снесли, территория превратилась в пустырь.
Строительство Храма-на-Крови началось в 1992 году и, с несколькими перерывами, закончилось в 2003. Решение воздвигнуть храм было принято в августе 1990 года, когда на его месте стали периодически собираться верующие. В сентябре 1992 года был заложен первый камень.
Сейчас Храм–на-Крови — одно из самых посещаемых туристических мест Екатеринбурга, многие иностранцы приезжают в наш город только для того, чтобы лично увидеть его, прикоснуться к исторической святыне, насладиться красотой и величием храма.
Благодаря рельефным особенностям исторически сложившегося места постройки, территория рядом с Храмом–на–Крови стала ещё и отличной смотровой площадкой, откуда открываются великолепные виды как на старый Екатеринбург, представленный усадьбой Расторгуевых–Харитоновых, так и на новый, устремивший в небо свежевыстроенные небоскрёбы. Следующая точка — дом Марии Якимовны Алексеевой, который входит в музейный комплекс «Литературная жизнь Урала XIX века». Дом построен в начале 1870–х годов. Архитектурный стиль его больше всего похож на классицизм — колонны, архитрав, фронтон — почти все основные черты классицизма отражены в архитектуре дома Алексеевой. Почему Дом Алексеевой входит в музейный комплекс «Литературная жизнь Урала XIX века»? Дело в том, что Мария Якимовна долгое время была гражданской женой Дмитрия Наркисовича Мамина–Сибиряка, и в её доме он жил и творил. На фасаде дома даже есть специальная табличка, сообщающая об этом. Здесь автор написал многие свои произведения, например, роман «Приваловские миллионы», на последней странице которого рукой Мамина-Сибиряка помечено: «Кончена эта рукопись в Екатеринбурге, в Колобовской улице, в доме Алексеевой, 1883г. 2 сентября в 1 час. 34 минут пополудни».
За домом есть небольшой, но очень уютный сад, с дружелюбно приоткрытыми воротами. В саду созданы все условия для поддержания вдохновения писателя и проведения неспешных светских вечеров.
Есть лавочки, расположившись на которых можно насладиться хвойным ароматом раскинувшихся рядом елей. Есть уютная беседка, в которой наверняка проводили за чаем и беседой не один час Дмитрий Наркисович со своей возлюбленной. Сад не обделён и множеством переплетающихся тропинок и причудливых растений, свисающих со стен дома, словно кружевная салфетка. Все эти детали делают сад дома Алексеевой похожим на сады Красной и Белой королевы из произведения Льюиса Кэррола «Алиса в Стране Чудес».
С севера сад граничит со стеной здания камерного театра, рядом с которой актёрам очень нравится хранить декорации. Следующий — Камерный театр. Идея создания камерного театра при Музее писателей Урала возникла в 1986 году. Строительство продолжалось 12 лет, авторами проекта стали архитектор А. А. Пташник, дизайнер В. М. Брусницын. 1 декабря 1998 года театр приступил к работе и уже больше 18 лет радует жителей и гостей Екатеринбурга своими постановками.
Далее Красная линия предлагает нам прогуляться по Литературному кварталу. Начнём осмотр с чётной стороны улицы Пролетарской.
И первым нас встречает музей кукол и детской книги «Страна чудес». Открыт был 31 октября 1994 года. Здесь собрано множество коллекционных детских журналов и книг. Также музей сотрудничает с коллекционером игрушек Е.В. Лисиной и Уральской ассоциацией художников по куклам. За следующим забором находится Летняя эстрада Литературного квартала. Сейчас, в начале весны, она пустует, а летом здесь часто можно увидеть выступления творческих коллективов и просто приятно провести вечер.
Следующий объект — новодел в стиле русского провинциального модерна — дом В. И. Иванова. Дом уникален по своей архитектуре — кокошники на окнах, плавные изогнутые линии декора, круглые и полукруглые окна, высокое крыльцо, стрельчатая крыша — всё это значительно выделяет дом Иванова среди подобных ему домов-памятников. Начиная с 1993 года здесь проходили различные выставки, а в 2011 году к 65-летию Объединенного музея писателей Урала открылась первая часть постоянной экспозиции «Литературная жизнь Урала ХХ века» и был создан виртуальный зал, с экспозицией «Музей уральской фантастики». В 2012 г. открыта вторая часть постоянной экспозиции и создан виртуальный зал «Музей уральских сказок».
Рядом расположился Дом–музей писателя Ф.М. Решетникова — двухэтажная каменная постройка с конюшнями, каретником и другими почтовыми службами. Фёдор Михайлович родился в 1841 году в семье почтальона Михаила Васильевича Решетникова в Екатеринбурге. Печататься начал в 1863 году, переехав в Петербург. Был очень уважаемым писателем, его творчество высоко ценили Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Успенский.
В творчестве писателя заметно отразился его семейный быт — героями произведений не редко становятся почтари, ямщики и станционные смотрители.
Музей Ф. М. Решетникова открыт к 150-летию писателя 1 октября 1991 года. Постоянная экспозиция представлена в виде книги о судьбе Федора Михайловича Решетникова, страницами которой являются сами комнаты его дома. В этой «книге с иллюстрациями» есть пролог, основные части и эпилог. Каждой части соответствует свой цветовой «символический» фон — чёрный, чернильный, серый. Чёрный цвет связан с воспоминаниями уральского детства. Чернильный — с творческой жизнью. Серый - с последними годами жизни в Петербурге и с образом самого города.
Заглянув за забор, можно увидеть кусочек экспозиции. Перейдём на нечётную сторону улицы. Здесь количество исторических построек значительно уменьшается. Чуть ли не половину улицы занимает Уральское управление ФССП России по Свердловской области, в глянцевой табличке которого очень символично отражается Храм–на–Крови. Оставшуюся половину улицы занимают ровесники домов напротив, к сожалению, так и не успевшие за свою долгую жизнь обзавестись столь же богатой историей. Поэтому единственная участь, которой они были удостоены — гранитные таблички, сообщающие прохожим, что перед ними не какая-нибудь развалина, а памятник архитектуры 19 века! Причём охраняемый государством. Государство, по-видимому, памятник архитектуры охраняет не очень бдительно, и поэтому окна на первом этаже разбиты, но заботливо завешены тряпочкой. Изнутри дом выглядит по-своему интересно. Соседний памятник архитектуры, похоже, не охраняется даже государством, поэтому выглядит ещё более плачевно. Между остатками былой дворянской роскоши скромно втиснулась маленькая, но очень гордая курилка. Помимо бережно охраняемых государством исторических зданий нечётная сторона улицы Пролетарской богата не менее привлекательными объектами уличного искусства. Завершает музейный ансамбль величественная и вдохновлённая фигура Александра Сергеевича Пушкина. «Веленью Божию, о Муза, Будь послушна…» — такими словами напутствует нас Александр Сергеевич. Продолжение
Все объекты на карте.