Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Интересные места

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Интересный музей в историческом здании первого екатеринбургского вокзала.

Сколько раз, пробегая мимо пряничного теремка у вокзала, я жалела, что никак не получается остановиться, выдохнуть и зайти туда. Атмосфера вокзала с его людским потоком, баулами, объявлениями по громкой связи, ритмичным стуком колёс обычно не располагает к размеренному времяпрепровождению. Бежать, тащить, торопиться, расплачиваться, отговаривать ребенка скупать конфетный магазин, отслеживать платформу и путь электрички — привычные тонизирующие занятия на вокзале.

Поэтому для посещения Музея железной дороги я выделила отдельную субботу, и первый раз в жизни мы приехали на вокзал в выходной, чтобы… просто провести там выходной.☺

Осмотр начинается ещё снаружи. Перед зданием выставлены несколько тематических скульптур — персонажи, которых можно встретить на железной дороге, — а также экспонаты, которые из-за размера не поместились внутри: семафор, шлагбаум, вагонные тележки, большая мраморная ваза XIX века из тех, что раньше стояли вдоль ветки Екатеринбург—Челябинск. В этот музей я собралась не просто так, а на волне вдохновения от книги Алексея Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог». Автор — председатель Общества любителей железных дорог, и своей книгой он это общество пополнил как минимум на одного любителя. Очень интересно читать и соотносить с днём нынешним. Здание первого вокзала построили в конце XIX века. С 1914, когда появился новый вокзал, и до 1990-х годов оно было вокзалом для военных, потом использовалось как помещение для мероприятий железной дороги, в том числе траурных.

С 2003 здесь Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Дорожный музей в Свердловске открылся ещё в 1970-х годах, но до 2003 года был закрыт для широкой публики, экскурсии проводились только по записи. Вокзал в конце XIX века В фойе всё стилизовано под интерьеры границы веков: зеркало, скамейки, касса, оконные рамы. Даже подставка для цветов в Музее железной дороги — в виде тележки. Гардероб, справа касса. Спросила у кассира про металлические колонны: родные или нет. Она сказала, что родного тут, к сожалению, почти ничего не осталось. Почти всё в здании — реконструкция по чертежам, описаниям и фото. Первый зал посвящён истории Свердловской железной дороги со дня основания до середины XX века. Сразу при входе стоит макет паровоза Черепановых. Макет не в натуральную величину, а в масштабе 1 к 2. Интересно, истёртая кладка на полу какого времени? Дореволюционная фуражка железнодорожника. Мужчин в таких можно часто видеть на дореволюционных фото.

Якорь и топор на фуражке имеют корни в эмблемах Главного управления водяными и сухопутными путями сообщения, которое появилось ещё в 1809 году. А в 1870-х якорь с топором пришли и к железнодорожникам. Вот на фото 1870-х годов мужчина в такой фуражке стоит на станции «Пермь». Кстати, пермский старый вокзал выстроен по тому же проекту, что и екатеринбургский.

Два здания-близнеца отмечали начало и конец Горнозаводской железной дороги — первой железнодорожной магистрали Урала. Внутри зала кованые перегородки и фонари. В витринах много старых фотографий и документов. Смотрите, какие разномастные вагоны, — и все в одном составе. Поезд из Екатеринбурга до Перми шёл 20 часов. Полицейский рельсовый велосипед. Использовался жандармской службой для патрулирования станций. Раньше люди знали толк в позировании. И никаких фальшивых инстаграмных улыбок. Вагонный сарай на станции «Екатеринбург». Даже у такой сугубо утилитарной постройки — резные элементы и коньки на крыше. «Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». Станционный колокол. У Вульфова вычитала, что существовали разные комбинации ударов: один удар — приготовиться к посадке, два удара — занять места в вагоне, три удара — отправление поезда. Смотрите, как блестит паровоз! Реконструкция купе 1930-х годов. Даже в музее от деревянных панелей исходит тот же специфический запах, что в электричках с деревянными сидениями, на которых я в школьные годы ездила в сад. Подстаканники — это особый эстетский кайф.

Вспомнила, как прошлым летом в время поездки на поезде проводница пришла к нам в купе с коробкой, из которой ловко, как фокусник, извлекала разные предметы с логотипом РЖД и агитировала нас их купить. Первым лотом шёл как раз подстаканник, за ним появились ещё несколько лотов в порядке убывания цены. В завершение, с потухшим уже взглядом: «Ну хоть брелок купите». Подозреваю, что проводникам придумали какой-то план по продаже всей этой продукции. Книга «Билетная касса», 1929 г. Макет 40-метрового пролёта моста. На этом месте в музее послышались звуки колёс, перескакивающих стыки рельсов: ту-тук, ту-тук, ту-тук, ту-тук. И это была не фонограмма.

Приоткрыла шторку, а там вот она сразу — железная дорога! Первый путь метрах в 10 от окон. Будь я директором музея, то убрала бы шторы хотя бы на одном окне, чтобы прямо из зала были видны путейцы, поезда, локомотивы. Чтобы живая современность железной дороги через это окно тоже стала частью экспозиции: справа в зале музея — модели ретровагонов, а слева в окне — летящая современная «Ласточка». Остальная экспозиция построена по тематическому принципу, каждая зона рассказывает о конкретной части железнодорожного хозяйства: путевая часть, подвижной состав, служба связи, служба контактной сети, станционное хозяйство.

В музее много всяких непонятных приспособлений. Интересно просто почитать названия и выстроить свои дилетантские догадки, для чего всё это могло использоваться. Вот, например, упряжь и костыленадёргиватель.

В детстве мы уезжали от бабушки со станции «Депо» под Нижним Тагилом. Там всегда без остановки что-то говорили по громкой связи женщины-диспетчеры. Я всё это слушала и понимала, что у них свой таинственный кодовый язык: «Восьмой на пятый, восьмой на пятый. Третий освобождает. Третий освобождает. Башмак на второй. Башмак на второй». Я спросила у папы, что такое башмак, и он сказал, что это такое приспособление, которое кладут на рельс, чтобы застопорить вагон. И вот так я себе этот башмак и представляла.

Для разбирающихся в механике есть разные чертежи. Макет пульта машиниста. На экране вверху сначала показывают видеоурок о том, как стронуть локомотив с места, показана вся последовательность действий машиниста. Можно сесть в кресло, подёргать ручку, понажимать кнопки. Потом включается видеосъёмка пути. Монитор и пульт никак друг с другом не связаны. Аппарат связи в кабине машиниста. Есть в музее гигантский макет железной дороги. На фото лишь отдельные его фрагменты. Макет с веерным депо, водонапоркой и поворотным кругом. Депо поближе. Билетопечатающий аппарат 1966 года. Сами билеты. Правила перевозки саженцев. Даже такие есть, оказывается. Справочная — любимая забава детства, пока родители были заняты покупкой билетов в кассе вокзала. О, эта завораживающая картина падающих друг на друга табличек! Тачка-«медведка» для ручной перевозки грузов. Средства связи, применявшиеся в разные годы на железной дороге. Напоследок почитали, что пишут в книге отзывов. Перед нами были с экскурсией школьники, все остались довольны. Здесь получился лишь беглый обзор музея, на фото далеко не все экспонаты. На осмотр у нас ушёл час, но мы не задерживались особо у чертежей и документов. Напоследок, перед выходом, делаю фото через цветное стекло двери. Музей Свердловской железной дороги расположен по адресу ул. Вокзальная, 14, рядом с центральным вокзалом Екатеринбурга. Билет стоит 150 руб., дети до 7 лет бесплатно. Музей открыт со вторника по субботу с 10:00 до 18:00, воскресенье и понедельник — выходной.


Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.