Город
Привычные улицы с необычного ракурса , ч.1
Дворики в историческом центре Екатеринбурга.
Здесь почти полностью сохранилась аутентичная застройка XIX-начала XX веков, так называемый торговый квартал. Это бывшие доходные дома, купеческие усадьбы и лавки. Раньше у каждого дома был большой приусадебный участок со службами и двором. За много лет участки не раз перекраивали, а дома и службы — перестраивали, и сейчас на карте они напоминают разбросанные детские кубики, а их дворики — это целый мир, скрытый от глаз.
Усадьба купца Телегина, середина XIX века. Сейчас её занимает информационно-туристическая служба, а за воротами скрывается одна из необычных достопримечательностей Екатеринбурга — Зеркальный дворик.
Е.А. Телегин, кроме торговли, занимался золотопромышленностью и недвижимостью и много жертвовал на благотворительность — к примеру, в 1888 году выделил большую сумму на памятник Александру II на Главной площади. Зеркальный дворик появился в 2010 году в рамках фестиваля уличного искусства «Длинные истории Екатеринбурга», его создала команда «Куда бегут собаки». На дальней стене авторы пояснили свой замысел на русском и английском языках.
Бельевая верёвка, на ней растянутое трико с пузырями на коленках, рядом ковёр. Раньше рядом с трико висела еще майка-алкоголичка, а в конце двора стоял такой же зеркальный скворечник. Ковёр сделан из стекла и приклеен к стене, а выглядит совсем как настоящий, и как будто по-настоящему висит во дворе. Воображение сразу рисует рядом какую-нибудь тётю Машу в цветастом халате и с выбивалкой в руке. Бетонный «Тополь Потап» — работа художника Павла Шугурова из Владивостока, всего он сделал в Екатеринбурге пять подобных объектов. Автора граффити по мотивам гравюры Хокусая «Большая волна в Канагаве» мы не выяснили. В дальнем углу — списанные информационные стенды и ещё один ностальгический арт-объект — приставка «Денди» с черепашками-ниндзя и настоящими джойстиками. А вы за кого обычно играли? Человечек с сачком ловит бабочек. Идём дальше, в соседний двор. Крайний слева — дом Сырейщикова, XIX век, в 2000-х годах его перестроили до неузнаваемости, и с тех пор он так и стоит пустой. Правее — лавка и доходный дом Рязанова, XIX век. Дом сначала был одноэтажным, его надстроили в конце XIX века.Этот дворик представляется чем-то вроде застывшего кадра из ностальгического кинофильма об ушедшем детстве, первой любви и пр., из нашего «общего светлого прошлого». Двор нашего детства не очень отличается от дворов детства наших родителей, примерно одинаковый на «одной шестой части суши». Так примерно одинаковы школьные фотографии, групповые фото на фоне санатория «Ессентуки» или «Минводы», или как засвеченные любительские снимки фотоаппаратов «ФЭД» и «Зенит». Обыденные вещи все еще «сияют» в нашей памяти — фабричные или самодельные, и одинаковые у всех. Набор милой сердцу привычной ерунды, сборная солянка из пристрастий, привычек, путешествий, нужд, мечтаний и воспоминаний жителей одного двора.
Это место на Яндекс.Картах обозначено как «Открытый музей уличного искусства». Сразу же встречаем одну из старых работ Ильи Мозги. На этом же месте Тимофей Радя когда-то делал интерактивный портрет Маяковского. Напротив — очень колоритный пейзаж. Отсюда видно изнанку «Рубина». В дальнем углу двора встречаем ещё одну игрушку из детства — змейку. Ещё дальше — гараж с оригинальной крышей. Зато снег убирать не надо. Или хозяин гаража просто верит, что пирамиды — это антенны, которые собирают космическую энергию. Рядом стоит вот такой красавец. Стены обшили, стеклопакеты поставили, зато резные деревянные наличники сохранили. А может, наличники новые, просто у того, кто ремонтировал дом, такой своеобразный вкус. Может, и пирамидальный гараж тоже его. Рядом растёт растрёпанный тополь со скворечником. Здесь уже начинаешь сомневаться, а точно ли ты в самом центре современного мегаполиса? А, вон же «Высоцкий». Значит, всё в порядке, мы всё ещё в Екатеринбурге. В бывшем зоомагазине «Матроскин» сейчас офис. Встречаем ещё рисунок. Похож на черепашек и «змейку», но старых игр с самолётами мы что-то не вспомнили. К слову, тут везде пахнет сладким дымом от электронных сигарет, сквозняки разносят аромат по всем закоулкам. Несколько лет назад точно так же здесь пахло индийскими благовониями.
Заходим в подворотню дома Рязанова. Здесь старинный сводчатый потолок. А вот и двор. Снова начинаешь сомневаться, не перенесло ли тебя ненароком в параллельный мир. Но нет, это всё ещё центр Екатеринбурга. Ниши с багетными рамами. Внутри были экспонаты музея уличного искусства, наверное. Дворовой фасад доходного дома Рязанова. Хорошо сохранился, если закрыть глаза на странный балкон и кучу проводов. Даже оконные рамы не пластиковые. А вот и вэйп-шоп нашелся, из-за которого здесь повсюду пахнет сладким дымом. Идём дальше. Лавка П.Д. Ульянова, вторая половина XIX века. Сейчас это «руин-бар», как они сами себя называют. Дворик здесь ухоженный, ничего интересного. Дом Плотникова, вторая половина XIX века. Арендаторы в этих домиках редко задерживаются надолго. На всей улице постоянно меняются вывески разных лавочек и фирмочек, и нередко заведения годами стоят вот так, с закрытыми ставнями. Ворота с интересным механизмом. Как будто внизу под землей кто-то крутит вал, который наматывает цепь внутри этого огромного цилиндра. Из-за всех этих необычных домиков и двориков у нас разыгралась фантазия. Здесь очень уютно. А ещё просторно и чисто. Просторно потому, что здесь стоял ещё один дом. От него осталась только одна стена, и сейчас мы смотрим на её внутреннюю сторону. Соседняя усадьба мещанина Яковлева, XIX век. Видите слева остаток стены? Стена была общая на два дома, раньше нередко так строили. Мы уже упоминали, что вместо магазинов индийских благовоний здесь сейчас повсюду вэйп-шопы. Точно так же на смену японским ресторанам и банкам пришли бары. А в XIX веке почти во всех этих лавках торговали мукой. Интересно, какие виды бизнеса будут в моде через пару лет.
В лавке мещанина Яковлева сейчас как раз бар, который так и называется. Идём дальше. Дом мещанки Погорельцевой, середина XIX века. Его занимает Дом Народов Урала. На втором этаже распахнуто окно, хотя на дворе начало ноября. Похоже, там сидит представитель северного народа, или человек просто закаляется.
Кирпичные ворота справа остались от другой усадьбы. Кирпичные и фигурные они только снаружи, с обратной стороны плоские и оштукатуренные. Вероятно, это бывший фасад лавки и подворотня. Дворики здесь маленькие, ухоженные, снова ничего интересного. Зато здесь интересные задворки. Снова видно «Рубин». Мы подошли к перекрёстку с улицей Радищева. Завершим первую часть нашей прогулки красивыми коваными воротами. Пожалуй, из всех здешних ворот эти — самые красивые. Продолжение прогулки читайте здесь.