10 паблик-арт объектов в Екатеринбурге

Интересные места

10 паблик-арт объектов в Екатеринбурге

Что такое паблик-арт и где его искать в Екатеринбурге.

В Екатеринбурге о паблик-арте заговорили совсем недавно, хотя арт-объектов, которые относятся к этому виду искусства, в городе предостаточно.

Мы собрали самые интересные из них. В список вошли 10 работ от художников из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы и Италии. Большинство совсем новые, но есть и такие, что появились уже давно, полюбились горожанам и стали городскими достопримечательностями. Традиционно, внизу вы найдете карту, где отмечены все работы.

Что такое паблик-арт

Паблик-арт (public art) в переводе с английского — публичное, общественное искусство. Как правило, это объекты, расположенные в открытом доступе: в парках, на набережных, у входа в общественные места.

Паблик-арт и стрит-арт — две стороны одной медали. Неспроста многие художники переходят от одного направления к другому или работают в обоих, как Тима Радя или Покрас Лампас.

В противоположность стрит-арту, паблик-арт появляется не стихийно и не случайно. Он всегда согласован с городскими властями или владельцем территории. Другое отличие в том, что стрит-арт мимолётен по своей природе, хоть некоторые работы и живут годами. Паблик-арт же всегда долговечен, основателен, и часто становится неотъемлемой частью городского пространства.

Стоит также отделить паблик-арт от жанра городской скульптуры. Скульптура может быть расположена где угодно. Она автономна, не зависит от окружающего пространства, не подчиняет и не изменяет его. Паблик-арт всегда немного заигрывает с пространством: мимикрирует или наоборот, резко выделяется, подстраивается или организовывает пространство сам.

Итак, вот 10 разных паблик-арт объектов Екатеринбурга.

1. Аэропорт Кольцово — Превращение

Этот объект первым встретит гостей Екатеринбурга в аэропорту. Он появился благодаря фестивалю «НЕ ТЕМНО», его авторы — екатеринбургские художники Станислав и Ирина Шминке shminke.art.

«Превращение» — пример того, как объект организует пространство вокруг себя. Куда бы его не поместили, благодаря подсветке он моментально становится доминантой, центром композиции. Объект заигрывает не только с пространством, но и со зрителем, незаметно вовлекая его в игру и превращая в часть произведения искусства.

2. Площадь 1905 года — фонари-орхидеи

Тот случай, когда паблик-арт уже был, а слова такого ещё не было. Необычные ржавые фонари появились вместе с торговым центром Пассаж в 2015 году. Вырезать на их поверхности уральские орхидеи предложил екатеринбургский архитектор Эдуард Кубенский, изначально проект был другим.

Именно эти цветы превращают просто смелое дизайнерское решение в произведение искусства: это уже не просто необычные фонари, а художественное высказывание об уральской идентичности.

Среди горожан отношение к ним противоречивое. Кому-то нравится, кто-то до сих пор считает, что они мрачные и похожи на надгробия, кто-то просто привык и не обращает внимания.

К сожалению, владельцы Пассажа усугубляют это противоречие. Для них это не арт-объекты, а дополнительные рекламные места. Большую часть года необычные фонари скрыты рекламными баннерами.

3. Ельцин Центр — Медведь Гриша

Пятиметровый медведь Гриша известного российского художника Андрея Бартенева появился на стилобате Ельцин Центра в рамках первого фестиваля паблик-арта «ЧÖ». Узор из колечек, по замыслу художника, символизирует баранки, которые очень любит Гриша. Хотя екатеринбуржцы выдвигали много разных версий: от сахарных колечек в молоке до следов от объятий гигантского кальмара Валеры.

Андрей Бартенев делает медведей уже давно. Сначала они были из папье-маше, потом из керамики, и наконец из дерева, как наш Гриша. Как рассказал художник, мишки появились благодаря впечатлению из раннего детства. Художник рос в Норильске, и однажды летом его отправили в профилакторий на полуострове Таймыр, где в мини-зоопарке жил в клетке полярный медведь.

4. ТЮЗ — Красный человечек

Человечка создал петербуржец Андрей Люблинский — один из самых известных представителей паблик-арта в России. Красные человечки — самый известный из его проектов. Впервые они появились в Перми в 2010 году, и с тех пор поселились во многих городах России и ближнего зарубежья.

Красный человечек — пример того, как паблик-арт вписывается в среду, а не формирует её. В Екатеринбург он приехал в рамках фестиваля STENOGRAFFIA. На лето его усадили на гранитном ограждении Плотинки. После этого целый год ему искали подходящее постоянное место жительства, и в итоге он поселился на крыше ТЮЗа. Его угловатые формы как нельзя лучше подошли к таким же угловатым объёмам здания.

5. Сквер у Космоса — Гордый фонарь

Напротив ТЮЗа, в сквере у кинотеатра Космос, расположился арт-объект, который не маскируется, а взламывает городское пространство. Фонарь с гордо поднятой головой — воплощение уральского характера и своего рода протест против кризисного 2020 года.

Для этого объекта команда SPEKTR вместе с «Горсветом» выпрямили настоящий действующий уличный фонарь.

6. Дворец Молодёжи — Звезда

Волшебно светящаяся ночью «Звезда» появилась у Ельцин Центра в 2015 году, а потом переехала насовсем ко Дворцу Молодежи. Это метафора надежды, которая рассекает своими лучами самую плотную темноту.

7. МЕГА-Парк — Cracking Art

Из центра города переместимся в другое место притяжения — МЕГА-Парк, где расположились разноцветные животные известнейшего художественного движения Cracking Art.

Движение возникло в Италии в 1993 году и работает на стыке искусства и экологического активизма. Их фирменные цветные улитки, сурикаты, волки, пингвины и слоны появляются по всему миру. Звери сделаны исключительно из переработанного пластика.

Стилизованные изображения животных огромного размера и ярких чистых цветов призваны привлечь внимание к проблемам экологии, к взаимоотношениями искусственного и естественного, к пересмотру и перестроению принципов городской жизни.

8. МЕГА-Парк — Циклорама

Следующий объект расположился здесь же, в МЕГА-Парке. Это пример того, как паблик-арт может быть не просто произведением искусства, а своего рода «сервисом».

Это первая городская общественная циклорама, где можно снять крутую фотосессию или видео. Доступ свободный, в вашем распоряжении белый и чёрный фоны, хромакей и три разноцветных фона. Её придумал Покрас Лампас, он же собственноручно раскрасил три сегмента. Объект появился в рамках фестиваля «ЧÖ».

9. Набережная Исети — Точка зрения

Это самый новый объект в нашем списке. Многослойная инсталляция появилась в рамках фестиваля «ЧÖ», её автор — московский художник Артём Стефанов.

Издалека объект выглядит как разрозненные плоские листы, но при взгляде с определенной точки картинка собирается в единое целое.

10. Набережная Исети — Памятник клавиатуре

Завершаем нашу прогулку у самого старого паблик-арт объекта в нашем списке. Известная всему миру огромная бетонная клавиатура — это тоже паблик-арт.

Она появилась в 2005 году в рамках фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга», задолго до того, как этот термин стал широко известен в Екатеринбурге. Её придумал художник Анатолий Вяткин. Подробнее о клавиатуре и о том, что она символизирует, читайте в отдельной статье.

Где искать паблик-арт в Екатеринбурге — все объекты на карте

Фотографии: «Уралнаш», пресс-служба фестиваля STENOGRAFFIA, пресс-служба фестиваля «ЧÖ», Марина Митрохина.






Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте