Интересные места
Самые странные здания Екатеринбурга XX века
В 1980-1990 годы в СССР стали активно разрабатываться индивидуальные проекты. Архитекторы, почувствовавшие свободу, решили не упустить шанс проявить чудеса изобретательности. Так, Екатеринбург может похвастаться не только небоскребами местного разлива среди памятников зодчества и облупленным, но всеми горячо любимым конструктивизмом – но и очень абсурдными строениями. Итак…
1. А что такого в пятидесятиметровом бетонном куполе цирка?
В детстве мне всегда казалось, что все цирки мира должны выглядеть именно так. Но не всё так просто. Оказывается, в мире всего два таких купола – один из них был построен в Бразилии самым известным латиноамериканским архитектором Оскаром Немейером. Авторы екатеринбургского государственного цирка тоже не так просты: Николай Никитин, автор Останкинской телебашни и Юлиан Шварцбрейн из Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений. Оказывается, и такие были в те светлые времена. В общем, без лишней скромности можно сказать, что наш цирк считается лучшим в Европе.
Несмотря на все это, впечатление он производит противоречивое. Кто-то вообще уверен, что здание является недостроенным, как и соседствующая телебашня.
Я тоже слышал версию, что купол цирка должны были покрыть цветным стеклом, но из-за ошибки в расчетах это могло привести к обрушению, и поэтому решили оставить как есть.
«Цирк» на Яндекс.Картах
2. А что такого в заброшенной монументальной телебашне?
Может, башня специально строилась для того, чтобы привлекать туристов-экстремалов в город? Если так, то это неплохой маркетинговый ход. В любом случае, масштаб и амбициозность проекта соответствовали подходу к архитектуре 80-х.
Башня должна была стать самой высокой в Союзе, уступив лишь Останкинской. Но, как известно, после кризиса в 90-х из запланированных 361 метра возвели только 213. И этого оказалось достаточно, чтобы она оставалась самым высоким сооружением в Екатеринбурге, не дав обогнать себя третьей очереди Антея (Высоцкий). И самым высоким заброшенным зданием в мире.
«Заброшенная башня» на Яндекс.Картах
3. А что такого в китайском домике в центре уральского города?
Это я про бывший ресторан «Харбин». Он, на самом деле, должен был стать всего лишь частью комплексной застройки вдоль реки Исеть (от Куйбышева до Декабристов). Не очень понятно, что подвигло архитекторов фирмы «Арта» выбрать именно такой стиль для проекта, в котором смешались образы китайского национального жилища XVII века и Храма Неба, и русская изобретательность. В те времена мало что было известно о том, как должны быть устроены такие рестораны, и разобраться не помог даже приглашенный китайский дизайнер Сюй Юнь Сянь, заявивший, что у них давно такого не строят.
После того как вместо «Харбина» внутри стали размещаться офисные помещения, здание растеряло остатки логики, за это мы его и любим.
«Китайский домик» на Яндекс.Картах
4. А что такого в доме на ножках?
На центральной улице города по адресу Ленина, 8 когда-то был девствующий завод обработки цветных металлов. Уже одно это меня удивляет. А что касается архитектурной стороны вопроса, то тут интереснее всего массивные серые опоры, поднимающие дом над землей. Все это – для того, чтобы открыть вид на памятник архитектуры: корпус аффинажного завода 1916 года.
Проект принадлежит руке архитектора Владимира Юрьевича Шапошникова, который отличался таким педантизмом, что убедил рабочих вручную выкладывать края панелей из крошки красного мрамора, чтобы исправить заводские дефекты.
Планировка здания изначально была обусловлена строгой режимностью объекта. Одна из специфических деталей в организации пространства – в гардеробно-душевых блоках рабочие должны были раздеваться на одном этаже, а одеваться на другом, и обязательно проходить по лестнице. Таким было при строительстве требование к удивленному архитектору.
В общем, здание получилось космическим во всех смыслах. Будем надеяться, что после реконструкции от этого космоса хоть что-нибудь останется.
«Дом на ножках» на Яндекс.Картах
5. А что такого в том, что символом Екатеринбурга считается загадочная белая башня?
«Вот он, запах России!» – воскликнули европейские художники, изучающие памятники уральского конструктивизма, когда оказались внутри водонапорной башни УЗТМ. Я не соглашусь с ними, но восторг по поводу неофициального символа Екатеринбурга все же разделю.
Белая башня, построенная в 1931 году по проекту Моисея Вениаминовича Рейшера, высотой 29 метров, должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым став архитектурной доминантой окружающего пространства.
На момент постройки ее бак был крупнейшим в мире. Кроме того, она стала прототипом для создания подобных сооружений по всей стране и даже за рубежом: похожее здание можно увидеть на одном из молочных заводов в Китае.
За 80 лет существования памятника в ней не проводилось ни одной реконструкции, кроме того, что в годы войны ее перекрашивали в цвет хаки.
«Белая башня» на Яндекс.Картах
Источник: http://bigcitybuzz.ru/2011/06/samye-strannye-zdaniya-ekaterinburga-xx-veka/