Деревянные идолы Екатеринбурга

Интересные места

Деревянные идолы Екатеринбурга

Идолы Валерия Гаврилова в Парке лесоводов и другие деревянные скульптуры Екатеринбурга.



Самая старая деревянная скульптура в мире — Шигирский идол — была найдена в позапрошлом веке в окрестностях дореволюционного Екатеринбурга. В 80-х годах прошлого века идолы появились уже в советском Свердловске.

Идолы стояли буквально на каждой детской площадке и в любом детском саду. Мы воспринимали их как должное, как будто они возникли сами собой или вообще были всегда.

Многие из нас, когда выросли, стали задаваться вопросами, кто и зачем их поставил, почему они были такими угрюмыми и даже пугающими, а главное — сохранились ли идолы где-нибудь в Екатеринбурге до сих пор. "Уралнаш" провел расследование, и история деревянных истуканов оказалась совершенно поразительной. Все началось с идолов в Парке лесоводов.

Идолы в Парке лесоводов

На окраине Екатеринбурга, в лесопарке у Сибирского тракта, уже сорок лет стоят они, безмолвные стражи леса, но далеко не каждый екатеринбуржец знает об их существовании. Те же, кто видел их в живую, особенно в раннем детстве, отмечают их удивительную экспрессию в сочетании с пугающей таинственностью.

О скульптурах говорят, что они жуткие, демонические, тревожные. Что они словно страшные сказки, воплощенные в дереве. Истуканы будто сами вышли из леса, да так и остались на опушке. Тем не менее, как у всякой рукотворной вещи, у них есть создатели.

В 1976 году их сделали преподаватели Лесотехнического института Валентин Чернов и Геннадий Повод и художник Валерий Гаврилов, личность которого заслуживает особого внимания.

В 70-х годах прошлого века В.Чернов задумал объединить в одном произведении два самых больших своих увлечения — историю Урала и резьбу по дереву. Причем, обратиться к самым первым историческим упоминаниям Рифейских гор (старинное название Уральских гор) и рассказать о древних народах, населявших территорию современного Урала. В напарники Чернов пригласил коллегу Геннадия Повода и художника Валерия Гаврилова, который также работал в Лесотехническом институте.

Замысел скульптурной группы родился из тесного переплетения истории, слухов, мифов и фольклора. Композиция "Освобождение человека" должна была рассказать историю становления человека на Урале: как из раба стихий человек превратился в творца-созидателя, как постепенно окреп и возвысился его дух.

Идею горячо поддержал директор Свердловского горлесхоза А.Н. Кильяков. Лесоводы поручились опекать будущее произведение. Для скульптур нашлось подходящее место рядом с Лесотехническим институтом — в молодом лесу в Парке им. лесоводов России, основанном в 1966 году. Борей. В греческой мифологии — олицетворение бурного северного ветра. В.Чернов, Г.Повод и В.Гаврилов приступили к работе. Их целью было не просто рассказать историю человека на Урале, но сделать это художественным языком. Эскизы к скульптурам создавал Валерий Гаврилов.

Валерий Гаврилов

Валерий Федорович Гаврилов был и остается самой непризнанной и отверженной фигурой свердловского андеграунда 70-х годов. О нем вспоминают как о "легендарной личности". Некоторые признаются, что если и встречали когда-нибудь гениального художника, то это был именно Гаврилов. Валерий Гаврилов на фоне росписи ресторана "Петровский зал" Он балансировал на тонкой грани между гениальностью и безумием, и его огромная внутренняя сила была скорее темной, разрушительной. Валерий Гаврилов видел мир иначе и пытался ухватить свое мистическое видение в картинах. Творчество для него было не просто возможностью выразить себя, но единственно возможным способом существования, а сюрреализм — единственным творческим методом. Валерий Гаврилов, Автопортрет Валерий Гаврилов родился в 1948 году. Уже в раннем детстве он обнаружил величайший талант. Не достигнув совершеннолетия, уехал из родной деревни Ильинка в Свердловск, поступил в художественное училище, где за все время учебы так и не получил поддержки и не обрел единомышленников.
Дважды он пытался поступить в ленинградскую Академию художеств, но преподаватели говорили ему: «Вам уже учиться нечему. Вам самому пора учить».
В. Гаврилов так и не вступил в Союз Художников, при жизни у него не было ни одной персональной выставки. "Официальное искусство" не принимало его, да он и не сильно стремился к этому.

...источником всех зол служит суеверие... Дени Дидро Валерий и его жена Зинаида были отчаянными заводилами богемной "тусовки". Они жили в предназначенном под снос деревянном доме на Горького, 22. Этот дом, а позже и квартира Гавриловых, был своеобразным "салоном", где собирались все представители андеграунда. Зинаида сама была личностью неординарной, и тоже оставила яркий след в истории свердловского художественного процесса. Валерий Гаврилов, З.ПоэтДо встречи с Гавриловым она работала официанткой в вагоне-ресторане, а после свадьбы придумала образ "Зинозавры", светской дамы, и удивительно полно отдалась этому образу. Она писала стихи под псевдонимом З.Поэт, рисовала картины, вместе с Валерием они выпускали самодельные журналы "совершенно шизофренического содержания".

Жизнь Валерия и Зинаиды была, по воспоминаниям очевидцев, "бесконечной пьянкой". Их дом всегда был полон гостей, их собственных шестерых детей и странных и прекрасных картин Валерия Гаврилова, которые он беспрестанно писал и складывал на шкаф, где они, свернутые, постепенно погибали.

Валерий Гаврилов трагически ушел из жизни в 34 года, захлебнувшись рвотными массами. Он оставил тысячи картин, десятки тысяч графических листов, сотни фотографий и деревянных скульптур, несколько сценариев и философский трактат. Большинство из его работ утрачено, картины просто не пережили неправильного хранения.

Шаман Своими скульптурами в Парке лесоводов Гаврилов на десятилетие опередил официальное признание подпольного искусства. В разгар застойных времен, в эпоху тотального контроля и господства соцреализма в искусстве, на окраине города появился памятник советскому андеграунду, созданный при поддержке муниципальных служб и на муниципальные деньги.

Только в 1987 году, уже в эпоху перестройки, состоялась легендарная первая бесцензурная выставка «Сурикова, 31», которая позволила искусству андеграунда наконец заявить о себе. Валерия Гаврилова к тому времени не стало, зато остались его картины.

Выставлялись все, кому не лень. Жук да жаба. Помесь гонора с ущербностью. Короче, д... редкостное. И вдруг на этом фоне — картина Валеры Гаврилова “Удвоение мадонны”. Мы были поражены. Мне до сих пор не удается купить эту картину.
Евгений Ройзман о выставке «Сурикова, 31», «Собрание музея художников Екатеринбурга», журнал «Урал», 2007, №4

Очередь на выставку стояла на два квартала. Именно там впервые смогли представить свои работы Евгений Малахин (он же старик Букашкин), Виктор Гардт, Валерий Дьяченко, Виктор Махотин, Валерий Павлов и многие другие значимые художники Екатеринбурга. Очередь на выставку Сурикова, 31

Идолы Валерия Гаврилова

Итак, мы выяснили, что за личностью был Валерий Гаврилов, вернемся к скульптурам в Парке лесоводов.

Композиция "Освобождение человека" включает 17 деревянных скульптур, изначально их было 18. На первый взгляд, они расставлены хаотично, второпях, но если внимательно рассматривать их по порядку, композиция проясняется — от древних фольклорных представлений через греческую мифологию к истории, религии и современности.

Художник Феликс Смирнов, сын Валерия и Зинаиды Гавриловых, любезно предоставил фотоальбом о скульптурах в Парке лесоводов, собранный самим В.Ф. Гавриловым.

Судя по фотографиям в альбоме, скульптуры стояли вдоль вымощенных каменных дорожек, и у каждой была пояснительная табличка. В самом начале композиции стоял щит с историческими данными и цитатами. Основная идея комплекса, по замыслу авторов — заинтересовать зрителя древней историей Урала, неизвестной большинству современников.

По фотоальбому мы расшифровали все образы, приводим некоторые описания здесь. Фотоальбом смотрите в конце статьи.

Самая первая скульптура — греческий историк Геродот.

"Геродот — отец истории" (Цицерон). Геродот первый из античных ученых составил в V веке до н.э. летописную историю в девяти книгах, дошедшую до наших дней. В ней, в частности, приводятся краткие, в основном — полулегендарные сведения Рифейских (ныне Уральских) гор и долины реки Исети.

Из альбома Валерия Гаврилова

"Любовь" — самая умиротворенная фигура из всех.

Девушка чувствует защиту друга, как представителя сильного пола. На плечах юноши шкура убитого хищника, голова которого обращена вниз, символизируя беспомощность перед силой человека. Героям композиции придано уважение друг к другу. Геродот писал об исседонах, что у них женщины равны с мужчинами.

Из альбома Валерия Гаврилова

Исседоны — древний народ, который жил на территории Южной Сибири и Урала.

Аримасп. Подпись на постаменте: Здесь аримаспы злато подглядели, украли и над грифами трунят. — вольная цитата из "Фауста" Гёте

Несущийся на звероподобной лошади воин с мечом выражает символ воинственности, присущей рифейским народам. Над аримаспом две хищные птицы, готовые "пировать" на трупах. Аримаспов было принято считать одноглазыми. Современные историки поясняют это обычаем аримаспов носить на лбу бронзовое зеркальце, блеск которого производил на врагов устрашающее воздействие.

Из альбома Валерия Гаврилова

По представлениям древних, аримаспы воевали с грифами, стерегущими золото, которые жили на севере от них, и с исседонами, которые жили южнее. Грифы, стерегущие золото Схватка.

Здесь — схватившиеся в смертельной схватке исседон и аримасп. Геродот пишет, что исседоны — самые воинственные и могучие из мужей. Сила исседона отражена в скульптуре. Он сверг аримаспа с коня. Назревает кульминация схватки.

Из альбома Валерия Гаврилова

Исседон-победитель. Исседон-победитель

Поверженный аримасп под могучей пятой исседона жалок в страхе перед возмездием. Лики из стана врагов искажены непримиримостью вечной вражды. Изображение головы быка символизирует благосостояние и воинственность исседонов. Этот обычай существовал у многих народов — к примеру, рогатые каски у немцев средневековья.

Из альбома Валерия Гаврилова

Та же скульптура с другого ракурса — голова быка. Одна из последних скульптур в композиции. Рудокоп.

С давнейших времен на Урале добывали драгоценные камни, золото и руды металлов. Это отражает фигура рудокопа, замахнувшегося молотом в рудном забое. Вдоль фигуры человека-труженика изображен кристалл — символ горных богатств. По символом "труд каждого человека" находятся скульптуры рудокопа и жницы.

Из альбома Валерия Гаврилова

Жница. Этот образ мы сначала приняли за спокойный, мирный, но присмотревшись, увидели, что обаятельная девушка с косой — на самом деле темная богиня Мара, серпом подрезающая нити жизней, а бабочка — не что иное, как кричащее в ужасе лицо старика. Впрочем, подпись сообщает другое:

...Фигуры жницы и рудокопа символизируют неразрывное трудовое содружество серпа и молота, направленное на благо человека.


Все-таки год создания скульптур — 1976, в то время изобразить темную богиню Мару в парковой скульптуре было бы чем-то фантастическим. Неизвестно, специально ли автор зашифровал этот образ в скульптуре, или таким образом "проступила" его творческая индивидуальность.

На некоторых скульптурах сохранились подписи авторов, названия и цитаты из классиков. На других подписей или не было изначально, или скульптуры просто осели, и буквы скрылись в бетонных основаниях. Чтобы найти некоторые надписи, пришлось стоять по пояс в крапиве. Каждая скульптура — отдельное сюрреалистическое произведение искусства.


Скульптуры сделаны с удивительным вниманием к деталям. Они покрыты символами и мелкими фигурками не только с лицевой, но и с обратной стороны.


Депутат Екатеринбургской городской Думы Константин Киселев на своей странице в Facebook очень точно выразился по поводу скульптур Валерия Гаврилова:

"Живопись В. Гаврилова уже давно и многими признается гениальной. Его талант гениальным на грани сумасшествия. Его сравнивают с Дали и другими великими. И сравнивают справедливо. Его деревянные скульптуры отдаленно напомнили парк Вигеланда в Норвегии. Можно спорить со сравнениями, но то, что деревянные скульптуры Валерия Гаврилова с соавторами являются памятником искусства и истории — факт. Для меня бесспорный. Не знаю закреплен ли этот статус законодательно. Но делать это нужно срочно.

В середине 70-х такие скульптуры можно было разместить только где-нибудь в лесу, на окраине Свердловска. Или в сумасшедшем доме на Агафуровских дачах, где приходилось бывать и самому Валерию Гаврилову. Сегодня их место в специальном музее, или на территории Ельцин-центра, или в ином месте в центре Екатеринбурга на охраняемой территории. Обязательно под присмотром реставраторов.

Как всегда: достояние мирового уровня, признается большинством, но никем не защищается, разрушается, утрачивается. А потом жалеем..."

Идолы стоят на поляне слева от главного входа в Парк имени лесоводов и дальше вдоль тропы. Ближайшая остановка транспорта - "Лесопарк" (автобусы 1, 026, 31, 32, 047, 64), ближайший адресСибирский тракт, 36, Лестех. Главный вход в Парк лесоводов
Другие идолы Екатеринбурга
Композиция "Освобождение человека" была первой. После этого, как круги на воде, скульптуры стали появляться по всему городу.

Некоторые из них создавал Валерий Гаврилов, остальные делали уже другие художники, это была целая ремесленная артель. Мы разыскали некоторые из сохранившихся идолов.

В Парке лесоводов, только не у главного входа, а немного дальше, возле автомобильной парковки, установлены еще 4 скульптуры. Они очень похожи по стилю на скульптуры Валерия Гаврилова, но он не принимал участия в их создании.

Композиция посвящена Сибирскому походу Ермака. На первой скульптуре надпись: "Простор. Сибирь. Какая мысль стремится в душу мне? Ермак".

Скульптуры изображают богатырей, крестьян и татаро-монголов. Они выглядят очень авангардно, особенно фигура богатыря с ружьем и в резиновых сапогах.

Внимательно рассмотрев скульптуры, мы пришли к выводу, что богатырь с ружьём не относится к трём остальным. У него нет бетонного основания, он гораздо меньше остальных и отличается от них по стилю, зато в другой части парка есть фигура царевны-лягушки, очень похожая на него. Есть в парке и несколько простых фигур, разбросанных тут и там среди зарослей.


Возле дома-музея Бажова по адресу Чапаева, 11 установлены 4 скульптуры – портрет Бажова, Хозяйка Медной Горы, Данила-мастер и старик Кокованя с Даренкой и Серебряным копытцем. Феликс Смирнов, который участвовал в создании скульптур вместе с отцом, подтвердил, что их автор — Валерий Гаврилов.

Кроме бажовских фигур, они делали комплекс "По щучьему веленью" на ул. 8 Марта и комплекс у Каменного моста на Малышева. После ездили по городам области и колхозам-миллионникам, где создавали так называемые "скульптуры малых форм" — игровые площадки для детей и юношества.


Напротив парка Маяковского, возле ресторана по адресу Мичурина, 216а стоит скульптурная группа «Бременские музыканты». Эти фигуры отличаются от предыдущих. В их создании Гаврилов уже не участвовал.


В Зеленой Роще у входа с ул. Народной Воли стоит одинокая скульптура. Она выглядит значительно моложе остальных. Мы предположили, что это Мать-природа.

В парке Чкалова в Юго-западном районе есть группа полуразрушенных деревянных скульптур-сказочных героев. Это уже не многоликие пятиметровые истуканы, стилизованные под языческих идолов, а простые фигуры из цельного бревна. По воспоминаниям детства, именно такие обычно стояли на детских площадках и в садиках.


Во дворе у перекрестка Щорса-Белинского сохранилась часть комплекса по мотивам повести А.Волкова "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" (продолжение сказки "Волшебник Изумрудного города").

Раньше здесь было два ряда деревянных солдат в красной форме (качели) и в синей форме (турники), деревянный Страшила Мудрый, блестящий Железный Дровосек-карусель и огромный Изумрудный город-горка. Изумрудный город сгорел в начале девяностых. Железный Дровосек долго сопротивлялся вандалам, но в конце концов пал, Страшила исчез еще раньше. Рядом с солдатами есть остатки деревянной скульптуры в виде какого-то сидящего животного.


Напоследок — некоторые страницы из фотоальбома Валерия Гаврилова о скульптурах в Парке лесоводов.



Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.