«Самолётик» аэропорта Кольцово

Интересные места

«Самолётик» аэропорта Кольцово

Памятник первому советскому ракетному самолёту БИ-1.



Каждый екатеринбуржец хоть раз в жизни побывал в аэропорту Кольцово и, безусловно, многие обращали внимание на стелу с маленьким самолётиком напротив входа в аэропорт. Не знаю, как вам, а мне всегда казалось, что самолётик рядом с аэропортом — нечто логичное и само собой разумеющееся, и никакого другого значения, кроме символического, он не несёт. Так что я был очень удивлён, когда однажды подошёл поближе и прочёл мемориальную доску у памятника.

Оказалось, самолётик этот — памятник первому в мире ракетному истребителю БИ-1. Название он получил по первым буквам фамилий конструкторов А.Я. Березняка и А.М. Исаева. Первые испытания этого самолёта проходили в Екатеринбурге.

Разработка самолёта начиналась в конструкторском бюро завода №293 г. Химки в 1941 году. После начала Великой Отечественной войны завод эвакуировали на Урал, в поселок Билимбай, где и продолжалась доводка самолета. 25 апреля 1942 самолёт перебазировали на аэродром НИИ ВВС близ Кольцово. 30 апреля — пробные включения двигателя, 2 мая — пробежка по аэродрому, 13 мая — подлёт длиной около 50 м на высоте около 1 м. 15 мая 1942 года БИ-1 под управлением лётчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи впервые взлетел с использованием ракетного двигателя. Полёт длился 3 мин 9 сек на высоте 840 метров. Г.Я. Бахчиванджи, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза

Для нас, стоявших на земле, этот взлёт был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолёт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец, Бахчиванджи возвратился и сел на аэродром.

Посадка получилась жёсткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило и покатилось по аэродрому.

Для лётчика это тоже был не просто первый полёт на новом самолёте, но полёт на аппарате новых непривычных качеств, которые потребовали от него убыстрения всех действий и мышления в силу кратковременности полёта и сильно возросших ускорений движения. Машина вела себя совершенно не так, как другие самолеты того времени, из-за этого лётчик не полностью выполнил заданную программу, но главным было то, что он осуществил этот полёт и благополучно возвратился.

В. Ф. Болховитинов, директор завода №293 г. Химки.

Вот такая история о маленьком, но непростом самолётике. Ещё один повод гордиться Екатеринбургом.

Памятник самолёту БИ-1 стоит на площади Бахчиванджи возле аэропорта «Кольцово».


Читайте нас в Facebook, ВКонтакте и Twitter.