
Интересные места
Два барельефа 70-х годов
Советское коммунальное искусство.
В 60-80-е годы прошлого века в СССР активно появлялись новые микрорайоны, господствовала типовая застройка. Люди наконец-то получали собственное отдельное жильё, хоть это и были одинаковые клетушки с низкими потолками. Чтобы хоть как-то разнообразить однообразные «панельки» и хрущёвки, слегка оживить дворы и прилегающую территорию, жильцы прибегали к разным ухищрениям вроде шинных лебедей или бутылочных заборов. Впрочем, и власти тоже проявляли инициативу, выделяли деньги и заказывали у местных художников так называемые «малые архитектурные формы» — скульптуры, барельефы, мозаики, роспись.
Страна была за железным занавесом, никто не знал мировых тенденций в архитектуре и дизайне, стройматериалов и технологий тоже не было, выкручивались как могли. Талантливых профессиональных художников на все проекты по благоустройству не хватало, скульптуры в парке Лесоводов — это скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще такие попытки благоустройства, как, например, Маугли и компания на улице Свердлова, можно отнести к наивному искусству или даже китчу. Тем не менее, в них есть своя прелесть.
Рассмотрим два малоизвестных бетонных барельефа того времени.

Барельеф по мотивам сказов Бажова обрамляет проходную арку обычной пятиэтажной хрущёвки на Луначарского. Известно имя одного из авторов — Шубский Александр Александрович, 1931 г. р. Барельеф появился в 1970 году вместе с домом и должен был стать подарком к 250-летию Екатеринбурга, но так и остался в виде наброска.
А. Ярошевский. Вечерний Свердловск, 14.09.1970.Когда дома строят по индивидуальным проектам, легче добиться того, чтобы отличались они друг от друга «лица не общим выраженьем». Но современное строительство в большинстве своем типовое, и здесь труднее придать дому своеобразие. Время требует новых решений для оживления городских строений. И живая мысль архитектора, и творческое вдохновение художника — всё служит этой большой цели.
На улице Луначарского строится жилой дом. Обычный дом, каких много. Однако, если присмотреться внимательно, есть у него одно интересное отличие: фасад будет украшен барельефом. Эта необычная деталь сразу бросится в глаза прохожим. Большая плита барельефа выполнена «вчерне», и работы ещё, как говорится, непочатый край, но и «набросок» привлекает к себе внимание. Можно, не боясь впасть в ошибку, сказать, что подобное оформление фасада ново для наших городских строек.
Один из художников, создающих барельеф, А. Шубский, сказал:
— Мы сейчас, как обычно говорят в таких случаях, в творческом поиске. Тема, правда, определена: Урал. Но она широка и предполагает большое поле деятельности. Я думаю, подобные вещи на типовых домах — дело перспективное. А наш барельеф… он ведь в какой-то степени экспериментальный. Наш подарок 250-летию Свердловска. И еще надо учесть, что улица Луначарского — улица не простая, в недалеком будущем она будет основной артерией, связывающей железнодорожный вокзал с центром. Для этого у нее есть большой плюс — на всем протяжении она не имеет ни одного поворота. Люди, приезжающие в наш город, от вокзала будут попадать на улицу Луначарского, и очень важно, чтобы ее оформление могло создать у гостей зачатки «уральского» настроения. И этот дом, расположенный в самом «торце» улицы в непосредственной близости от вокзала, нижний этаж которого займет крупнейший в городе специализированный магазин «Мебель», будет украшен барельефной композицией, прославляющей героические дела тружеников опорного края державы, её добытчика и кузнеца — Урала.
Как видите из этой цитаты, не доделали не только барельеф, но и улица Луначарского так и не стала транспортной артерией.
Здесь изображены и Данила-мастер, и Хозяйка Медной горы, и Великий Полоз.

Скорее всего, барельеф задумывали цветным, но он так и остался просто бетонным.

С другой стороны арки — бравые горняки.

Сейчас барельеф не в идеальном состоянии, кое-где осыпается. В марте 2017 года общественники пообещали его отремонтировать, но и эти планы пока не сбылись.

Второй барельеф находится на Эльмаше, на стене детско-юношеского клуба в переулке Черноморском. Предположительно 1979 года. Здесь изображены довольно условные фигуры, которые вроде бы радуются жизни под ярким солнцем. Обратите внимание на чудного космонавта в скафандре справа.

Этот барельеф в гораздо лучшем состоянии, даже недавно подкрашенный. Вблизи картина не проясняется. Что делают все эти люди?

«Бажовский» барельеф находится по адресу ул. Луначарского, 17. Эльмашевский — переулок Черноморский, 8.