История
Воспоминания о Свердловске: архитектурное наследие 1980-х
Какие знаковые здания оставило нам время рекордов и перемен.
С точки зрения архитектурно-исторического наследия города через меняющуюся застройку можно проследить, как менялась социально-культурная жизнь горожан. Каждая веха истории, каждый прошедший период времени — ступень к пониманию предыдущих поколений. И любое изменение в настоящем — это результат событий из прошлого.
Городское пространство, к которому привыкли и в котором росли мы, миллениалы, было сформировано и подарено нам последним советским поколением. Интересно взглянуть, в каком городе жили наши родители и какие изменения городской среды выпали на их молодость. Ведь именно в этот период времени (1970—80-е) в городе появились здания, ставшие для нас знаковыми и даже символичными.
Эпоха застоя или время перемен
Вопреки принятому историками термину «застой», характеризующему это время как период стагнации, Свердловск активно развивался. Люди предчувствовали перемены.В 1967 году население города достигло пиковой отметки и он стал миллионником. Возрастает престиж города, жители вспоминают о его титуле «Столицы Урала», подаренном городу ещё в 1924 году.
Меняется и инфраструктура города. Появляется новый транспорт, расширяется маршрутная система. Свердловские вузы выпускают специалистов всех направлений, а разнообразие специальностей привлекает всё больше областных абитуриентов, поэтому и интеллигенции в городе становится всё больше. В городе открываются новые театры и культурные центры: Дворец спорта, Дворец молодёжи, новый цирк, новый ДК Уралмашзавода. Создаются и благоустраиваются парки и лесопарки, в том числе крупнейший Лесопарк лесоводов России на 700 га, Парк Победы. К 250-летию города реконструируют плотину Городского пруда, а на месте бывшего Екатеринбургского завода создаётся Исторический сквер.
«Космос»
Именно тогда появляется киноконцертный зал «Космос». Своим названием он обязан повальному интересу архитекторов и декораторов к космической тематике и научным открытиям в этой сфере. По проекту Геннадия Белянкина и Николая Надёжина фасад здания был выполнен с особенным изыском: панорамные синие окна делали его похожим на настоящую инопланетную базу, парящую в космическом пространстве. Фронтальную часть дополняла скульптура «Летящая муза» скульптора Грачёва, которая сохранила свой исконный вид даже после основательной реконструкции в 1999 году.Новый кинотеатр был инновационным не только в архитектурном плане, он обладал рекордной для города вместимостью — более 2000 человек. В «Космосе» проходили показы фильмов знаменитых российских и мировых режиссёров. Первое время в здании кинотеатра было варьете. Кроме того, «Космос» с самого начала работал как концертный зал, где проходили крупные музыкальные мероприятия.
Телебашня
Одним из самых больших и амбициозных проектов 80-х была свердловская телебашня, которая стала символом города уже на этапе строительства. Вслед за возведёнными теле- и радиовышками в Вильнюсе и Таллинне, в конце 1983 года в Свердловске по решению горисполкома начали строить первую РТПС — радиотелевизионную передающую станцию.По проекту высота свердловской башни должна была составить 371 метр от земли. Самым высоким зданием Свердловска на тот момент, в 1982 году, был Дом советов высотой всего 89 метров. Башня должна была превзойти этого гиганта почти вчетверо! В башне были бы окна, по всем этажам должен был ходить лифт, а снаружи была бы лестница.
Кроме своего прямого назначения — цель была перенести в телебашню все телевизионные и радио-мощности, покрывающие Свердловскую область — башня должна была отвечать и эстетическим требованиям. На высоте 188 метров на вращающейся платформе должны были открыться смотровая площадка и ресторан по типу московского «Седьмого неба» на башне Останкино. Кроме того, зрительно разделенные этой платформой нижняя и верхняя части телебашни должны были напоминать соцветия, тем самым создавая образ каменного цветка из сказов Бажова. Телебашня — это был не только передовой по своей архитектурной мощи объект, но и изначально продуманный городской символ, воплощающий в себе уральский дух.
«Уральский характер»
Итак, Свердловск периода «застоя» активно развивался. Жители чувствовали себя частью передового и стремительно меняющегося пространства. Возрастающее благосостояние и уровень жизни открыли в людях так называемую «уральскость», особую уральскую идентичность, и высокую степень социальной ответственности.Отчасти уральский патриотизм объяснялся градостроительной политикой Ельцина, «строителя» города, который не только работал с пространством, но и общался с горожанами и прислушивался к ним. Жители чувствовали причастность к изменениям в городе, формировалось особое «уральское» поле, в котором люди жили, меняя свой город, потому что по-настоящему чувствовали его своим.
Активные положительные изменения города не просто сформировали у людей причастность к улучшению городской среды, но и ожидание больших перемен, поселили в людях надежду на новую лучшую жизнь. И хотя объективная реальность была далека от совершенства: всё ещё остро стояла проблема дефицита жилья, садиков и школ хватало не всем, город оживал, разрастался и стремился вместе со своими жителями куда-то в прекрасное далёко.