Воспоминания о Свердловске: архитектурное наследие 1980-х

История

Воспоминания о Свердловске: архитектурное наследие 1980-х

Какие знаковые здания оставило нам время рекордов и перемен.

«Екатеринбург — архитектурная песочница», — шутя говорят архитекторы и градостроители. И действительно, каждая эпоха, сменяя другую, оставляла свой след на архитектурном лице города. Ещё со времён Свердловска нас объявили столицей конструктивизма, но с братом немецкого баухауса тесно соседствует и сталинский ампир, иногда эти стили сочетаются даже в одном здании. Например, здание городской администрации с главного фасада — сталинский ампир, а с бокового — конструктивизм. Или вспомним, как сейчас позднесоветские «брежневки» и «хрущёвки» сиротливо выглядывают из-за стеклянных небоскрёбов в стиле «хай-тек».

С точки зрения архитектурно-исторического наследия города через меняющуюся застройку можно проследить, как менялась социально-культурная жизнь горожан. Каждая веха истории, каждый прошедший период времени — ступень к пониманию предыдущих поколений. И любое изменение в настоящем — это результат событий из прошлого.

Городское пространство, к которому привыкли и в котором росли мы, миллениалы, было сформировано и подарено нам последним советским поколением. Интересно взглянуть, в каком городе жили наши родители и какие изменения городской среды выпали на их молодость. Ведь именно в этот период времени (1970—80-е) в городе появились здания, ставшие для нас знаковыми и даже символичными.

Эпоха застоя или время перемен

Вопреки принятому историками термину «застой», характеризующему это время как период стагнации, Свердловск активно развивался. Люди предчувствовали перемены.

В 1967 году население города достигло пиковой отметки и он стал миллионником. Возрастает престиж города, жители вспоминают о его титуле «Столицы Урала», подаренном городу ещё в 1924 году.

Меняется и инфраструктура города. Появляется новый транспорт, расширяется маршрутная система. Свердловские вузы выпускают специалистов всех направлений, а разнообразие специальностей привлекает всё больше областных абитуриентов, поэтому и интеллигенции в городе становится всё больше. В городе открываются новые театры и культурные центры: Дворец спорта, Дворец молодёжи, новый цирк, новый ДК Уралмашзавода. Создаются и благоустраиваются парки и лесопарки, в том числе крупнейший Лесопарк лесоводов России на 700 га, Парк Победы. К 250-летию города реконструируют плотину Городского пруда, а на месте бывшего Екатеринбургского завода создаётся Исторический сквер.

«Космос»

Фото: 1723.ru Именно тогда появляется киноконцертный зал «Космос». Своим названием он обязан повальному интересу архитекторов и декораторов к космической тематике и научным открытиям в этой сфере. По проекту Геннадия Белянкина и Николая Надёжина фасад здания был выполнен с особенным изыском: панорамные синие окна делали его похожим на настоящую инопланетную базу, парящую в космическом пространстве. Фронтальную часть дополняла скульптура «Летящая муза» скульптора Грачёва, которая сохранила свой исконный вид даже после основательной реконструкции в 1999 году.

Новый кинотеатр был инновационным не только в архитектурном плане, он обладал рекордной для города вместимостью — более 2000 человек. В «Космосе» проходили показы фильмов знаменитых российских и мировых режиссёров. Первое время в здании кинотеатра было варьете. Кроме того, «Космос» с самого начала работал как концертный зал, где проходили крупные музыкальные мероприятия.

Телебашня

Строительство телебашни. Фото: e1.ru Одним из самых больших и амбициозных проектов 80-х была свердловская телебашня, которая стала символом города уже на этапе строительства. Вслед за возведёнными теле- и радиовышками в Вильнюсе и Таллинне, в конце 1983 года в Свердловске по решению горисполкома начали строить первую РТПС — радиотелевизионную передающую станцию.

По проекту высота свердловской башни должна была составить 371 метр от земли. Самым высоким зданием Свердловска на тот момент, в 1982 году, был Дом советов высотой всего 89 метров. Башня должна была превзойти этого гиганта почти вчетверо! В башне были бы окна, по всем этажам должен был ходить лифт, а снаружи была бы лестница.

Кроме своего прямого назначения — цель была перенести в телебашню все телевизионные и радио-мощности, покрывающие Свердловскую область — башня должна была отвечать и эстетическим требованиям. На высоте 188 метров на вращающейся платформе должны были открыться смотровая площадка и ресторан по типу московского «Седьмого неба» на башне Останкино. Кроме того, зрительно разделенные этой платформой нижняя и верхняя части телебашни должны были напоминать соцветия, тем самым создавая образ каменного цветка из сказов Бажова. Телебашня — это был не только передовой по своей архитектурной мощи объект, но и изначально продуманный городской символ, воплощающий в себе уральский дух. Такой могла быть телебашня. Фото из книги 1982 года, 1723.ru

«Уральский характер»

Итак, Свердловск периода «застоя» активно развивался. Жители чувствовали себя частью передового и стремительно меняющегося пространства. Возрастающее благосостояние и уровень жизни открыли в людях так называемую «уральскость», особую уральскую идентичность, и высокую степень социальной ответственности.

Отчасти уральский патриотизм объяснялся градостроительной политикой Ельцина, «строителя» города, который не только работал с пространством, но и общался с горожанами и прислушивался к ним. Жители чувствовали причастность к изменениям в городе, формировалось особое «уральское» поле, в котором люди жили, меняя свой город, потому что по-настоящему чувствовали его своим.

Активные положительные изменения города не просто сформировали у людей причастность к улучшению городской среды, но и ожидание больших перемен, поселили в людях надежду на новую лучшую жизнь. И хотя объективная реальность была далека от совершенства: всё ещё остро стояла проблема дефицита жилья, садиков и школ хватало не всем, город оживал, разрастался и стремился вместе со своими жителями куда-то в прекрасное далёко.





Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте