Город
Архитектура Свердловска — не только конструктивизм
Поздняя советская архитектура тоже бывает красивой. Здания Архива и Центробанка А.В. Асташкина.
В те годы в архитектуре всего мира набирал обороты постмодернизм. Западные архитекторы экспериментировали с декором, необычными формами и плавными линиями, при этом сохраняя принципы рациональности и функционализма. В Советском союзе после хрущевского постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» до начала 80-х строили по типовым проектам, причем не только жилые здания, но и общественно-культурные учреждения. Именно тогда появились одинаковые панельные «третьи улицы Строителей» с одинаковыми школами, детскими садами и поликлиниками. Свердловск в то время был закрытым провинциальным городом. Чтобы согласовать индивидуальный архитектурный проект, нужно было пройти множество инстанций и получить одобрение в Москве. Финансирования не хватало, поскольку основной поток шел в крупные города и столицы союзных республик, а не в регионы.
Даже на предложение городских архитекторов установить подсветку зданий, чтобы показывать иностранным гостям вечерний город, чиновники отвечали: «А зачем? У нас закрытый город, иностранных гостей принимаем в дневное время».
Анатолий Васильевич Асташкин был одним из немногих, кто шел в ногу со временем. Свои нешаблонные модернистские произведения он оформлял под типовой проект, доказывая руководству, что в них нет никаких индивидуальных решений. В этом плане особенно интересно здание партийного архива.
Партархив на Пушкина
Здание построено в 1972 году. Заказчиком был Свердловский обком КПСС, который выбрал место для строительства и предложил использовать типовой проект, до этого реализованный в Иваново тоже на улице Пушкина. Анатолий Васильевич приложил немало настойчивости, чтобы добиться разрешения на «повторное применение проекта с привязкой к местным условиям».Он увеличил этажность здания, изменил фасады и привнес композиционные элементы, которые по сути превратили проект в индивидуальный, хотя на бумаге он оставался типовым.
Главный фасад получил сплошное остекление с выразительной структурой переплетов, которая и стала изюминкой здания. Документы не терпят солнечного света, поэтому три фасада остались почти глухими и обзавелись узкими вертикальными окнами в шахматном порядке.
Обыденную и скучную пожарную лестницу Асташкин превратил в необычный композиционный элемент с помощью наклонных панелей, которые перекликаются с косым козырьком на крыше.
Сейчас здание занимает Центр документации общественных организаций Свердловской области.
Во время последней реставрации оригинальный фасад скрыли за алюминиевыми панелями, и здание утратило свой неповторимый облик. Та же участь постигла Театр драмы, который сейчас больше похож на многоуровневый гараж. Очень жаль, что с прекрасными проектами, в которые вложено столько труда, терпения и таланта, обходятся таким образом. Реставрация должна учитывать замысел автора и по возможности сохранять все композиционные находки.
Адрес Архива — Пушкина, 22, возле Главпочтамта.
Вычислительный центр Госбанка
В 1972 году был создан Вычислительный центр Госбанка, одновременно с этим для него начали строить отдельное здание. В стройке участвовали специалисты Вычислительного центра, по 10-15 человек каждый день.В 1979 году в эксплуатацию сдали первую очередь — трехэтажное здание. В 1981 году построили высотную часть. Сейчас здесь располагается Уральское главное управление Центробанка России. В облике этого здания гораздо больше приемов модернистской архитектуры. В 80-е годы типовая застройка отступила, архитекторы наконец могли работать по принципам творческой независимости.
На фасаде нет ни одного декоративного элемента, в то же время здание не выглядит скучным. Такой эффект достигается только за счет сочетания закругленных горизонтальных линий со строгими вертикальными "ребрами" и узкими окнами на фасадах. В народе это здание называют «Баян» или «Дом-блокнот».
Как и у Архива, главные композиционные элементы здесь — сплошное остекление фасада и необычная пожарная лестница.
Здание Вычислительного центра тоже пострадало от алюминиевых панелей, хоть и не так сильно, как Архив, но все же его современный вид сильно проигрывает первоначальному. Раньше Центробанк был полностью отделан популярной в СССР голубой смальтой. В 2000-х годах на перекрестке напротив установили рекламный экран, и блестящая мозаика стала отражать его мерцающий свет прямо в окна жилых домов через дорогу. После этого всю смальту сняли и покрыли стены обычной штукатуркой. Адрес Центробанка — ул. Щорса, 86, перекресток Щорса-8 Марта.