Екатеринбург с севера на юг. V.

Город

Екатеринбург с севера на юг. V.

I. От «Проспекта Космонавтов» до «Машиностроителей».
II. От «Машиностроителей» до «Уральской».
III. От «Уральской» до «Площади 1905 года».
IV. От «Площади 1905 года» до «Геологической».

Завершающий отрезок нашей прогулки проходит от станции метро «Геологическая» (последней на лето 2011 года действующей станции екатеринбургского метрополитена) вдоль строящегося участка, пуск которого намечен на декабрь 2011 года. Маршрут показан на карте. Наш путь пройдёт по улице 8 Марта через южные окраины дореволюционного Екатеринбурга. Здесь застройка улицы меняется — купеческий и деловой центр сменяется образовательными учреждениями и жилыми домами.




1. Станция метро «Геологическая» располагается на пересечении улиц 8 Марта и Куйбышева, возле здания Екатеринбургского государственного цирка им. В.И.Филатова. Здание построено в 1980 году на смену сгоревшему в 1976 году деревянному цирку. Проект здания достаточно старый, он был разработан ещё в конце 1960-х годов в ЦНИИ экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений архитекторами Н.В.Никитиным (одним из авторов Останкинской телебашни) и Ю.Л.Шварцбрейном. В цирке 2558 мест, два манежа (основной и репетиционный). На момент проектирования это был самый большой цирк в СССР после московского цирка на проспекте Вернадского. Фишкой здания, благодаря которой оно стало одним из символов Свердловска, является купол характерной формы. Точнее, куполов у здания два. Один - внешний, состоящий из 32 железобетонных арок-рёбер, сходящихся посредине на высоте 50-ти метров. Из центра схождения арок тянутся тросы, на которых висит второй, внутренний, купол. Внутренний купол является рабочим, его высота 26 метров (23 метра от уровня манежа). Внешний вид здания с куполом-скелетом оказывает сильное впечатление на неподготовленного зрителя; многие гости города считают, что оно недостроено, как и находящаяся по соседству телебашня. Для местных жителей цирк является предметом гордости — согласно популярной городской легенде, зданий с подобной конструкцией купола всего два: одно у нас, другое в Бразилии, построенное самим Оскаром Нимейером. Правда, что это за здание и в каком городе оно находится, никто не знает. Стеклянная башня справа — бизнес-центр «SUMMIT».


2. Вход на станцию метро «Геологическая». Второй находится на противоположной стороне улицы.


3. Площадка перед цирком занята аттракционами.


4. Один из популярных ракурсов — с телебашней, торчащей сквозь купол цирка.


5. Стены декорированы барельефами на цирковую тему. Один из барельефов.


6. Ещё один.


7. Здание цирка, вид сзади.


8. Главный долгострой Екатеринбурга — телевизионная башня. Строительство началось в 1983 году и продолжалось с перерывами до 1991 года. Проектная высота башни 361 метр, строительство остановилось на отметке 219,2 метра. По конструкции башня аналогична Останкинской — монолитный железобетонный столб (он фактически закончен), у его подножия шестиэтажный пристрой с телестудией, конференц-залом, буфетом. Над железобетонным столбом должны были установить металлическую антенну высотой 141 метр. А на высоте 188 метров предполагался ресторан с вращающимся полом. Ныне башня заброшена и посещается только самоубийцами и любителями острых ощущений. Проекты достройки башни или её переоборудования возникают регулярно, но ни один из них не доходит до стадии реализации.


9. Бизнес-центр «SUMMIT» на углу 8 Марта-Декабристов. Его строительство началось в рамках подготовки к проведению в Екатеринбурге встречи глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2009 году. К саммиту стройка не была закончена, работы ведутся до сих пор.


10. Возвращаемся на чётную сторону улицы. Здание Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ — не очень звучная аббревиатура), бывший Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ). В советское время — самый задрипанный ВУЗ города, котировавшийся даже ниже «кулька» (культпросветучилища). Поступали туда сплошь девчонки, а из пацанов — откровенные дебилы из тех, кого не взяли даже в «педик» (пединститут). А туда, как известно, представителей мужского пола брали практически без экзаменов. Кто ж знал, что на сломе эпох диплом экономиста приобретёт почти магическую силу. Семиэтажное здание на углу 8 Марта-Куйбышева построено в 1981 году.


11. А ранее СИНХ располагался в здании по соседству. Это бывшее Екатеринбургское духовное училище. Его здание имеет долгую историю и неоднократно подвергалось переделкам. Изначально это был дом купца Ф.И.Коробкова, построенный в начале XIX века по проекту М.П.Малахова в стиле классицизма. В 1841 году дом был выкуплен для размещения в нём Екатеринбургского духовного училища. Здание было переделано по проекту архитекторов Э.Х.Сарториуса и В.Гуляева в стиле позднего («безордерного») классицизма. Никакие архитектурные излишества не должны были отвлекать школоту от учёбы. В 1858-1859 годах был надстроен третий этаж с домовой церковью и деревянной звонницей. В 1903 году произошла очередная перестройка. Архитекторы Куроедов и Бяллозор пристроили к зданию новый трехэтажный корпус и отделали новую и старую часть в едином «кирпичном» стиле. Нынешний вид здание получило в ходе реконструкции 1934-1941 годов. В Екатеринбургском духовном училище в разное время учились Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.С.Попов, П.П.Бажов (он не только тут учился, но и преподавал несколько лет). В 1918 году в здании разместилась эвакуированная из столицы Академия Генерального штаба. Обучавшиеся там офицеры очень не любили Советскую власть и сильно поспособствовали сдаче Екатеринбурга чехам, но при этом палец о палец не ударили для спасения содержавшейся в Ипатьевском доме царской семьи. В 1919 году здание было отдано вновь образованному Уральскому государственному университету. С 1960-х годов здесь размещается один из факультетов УрГЭУ-СИНХа.


12. Фасад, выходящий на улицу 8 Марта. Трехэтажный пристрой впереди «съел» значительную часть тротуара, и пешеходам приходится ходить здесь буквально «вдоль стеночки». Сильные проблемы пешеходы испытывают в дождь, когда проносящиеся по проезжей части машины обдают их тучами брызг — отступить некуда.


13. Фронтон здания крупнее.


14. Старое здание Свердловской высшей партийной школы (ВПШ, ныне Уральская академия государственной службы — УрАГС). Конструктивисткое здание, являющееся памятником архитектуры.


15. Новый корпус Свердловской ВПШ (УрАГС), построен в 1979 году. Форма здания необычна — оно слегка изогнуто в виде буквы «S». Перед ним — странноприимный дом Ново-Тихвинского женского монастыря, 1814 год, автор проекта неизвестен. Был построен вне монастырской ограды на углу Уктусской улицы (8 Марта) и Александровского проспекта (улицы Декабристов) и первоначально предназначался для паломников (монастырские ворота дальше по улице). Затем дом был отдан под жильё, сначала для священнослужителей, а после революции — под муниципальное жильё. В 1960-х годах здесь разместилось КБ областного управления местной промышленности, а с 1990-х — Институт философии и права Уральского отделения РАН. Дом выстроен в классицистических формах, угловой полукруглый объём занимала часовня.


16. 12-этажное общежитие-гостиница при Свердловской ВПШ (УрАГС), 1979 год. С находящимся по другую сторону улицы Декабристов учебным корпусом общежитие соединено подземным переходом.


17. Образец уличного аншлага, размещённого в 2009 году в преддверии саммита ШОС на некоторых улицах Екатеринбурга. В левой части — герб Екатеринбурга, внизу — сайт администрации.


18. Пройдёмся до следующего перекрёстка вдоль вот этого забора по нечётной стороне улицы 8 Марта. За ним скрывается виртуальная станция екатеринбургского метрополитена — «Бажовская». Её начали строить в 90-х годах прошлого века, но после резкого сокращения финансирования строительство прекратили во имя скорейшего запуска двух следующих станций, «Чкаловской» и «Ботанической». Тем более, что и смысла в этой станции по большому счёту не было — до «Геологической» отсюда ровно километр, можно пешком прогуляться, да и пассажиропоток на этом участке резко упал после закрытия расположенного неподалёку Агентства «Аэрофлота». Между тем, строительство завершающего участка метро затянулось на долгие годы, «Бажовская» всё это время находится в законсервированном состоянии. Нынче пошли разговоры о том, что после долгожданного пуска в конце 2011 года двух последних станций, достроят и «Бажовскую». Верится с трудом, так как одновременно стартует строительство второй ветки метро с ВИЗа на ЖБИ, а две таких стройки город явно не потянет.


19. Вид на «Бажовскую» с противоположной стороны улицы.


20. Перекрёсток с улицей Большако́ва (б.Болотной), вид на восток в сторону Исети. Степан Большаков — рабочий-большевик завода Злоказова. С февраля 1917 года — комиссар труда Екатеринбурга. Погиб в 1918 году в бою под Сылвенским заводом. Если быть точным, то трасса нынешней улицы Большакова не совсем совпадает со старой Болотной, та проходила по берегу речки Монастырки чуть южнее, между современной Большакова и Фурманова. В XX веке Монастырка была убрана под землю, а её берега полностью застроены, так что следов прежней улицы не отыскать. По улице Болотной проходила официальная южная граница дореволюционного Екатеринбурга. И хотя южнее было ещё несколько улиц, все они считались лежащими вне городской черты и носили название Загородных (под соответствующим номером). Небольшой бревенчатый домик под зелёной крышей — дом-музей П.П.Бажова на улице Чапаева.


21. Снова чётная сторона улицы 8 Марта. Единственный сохранившийся на улице частный жилой дом. Как и почему он сохранился, я не знаю.


22. Общага Уральского государственного горного университета (УГГУ — зубодробительная аббревиатура). Классический пример последствий Постановления 1955 года.


23. А здесь эти последствия не так заметны. Ещё одна общага УГГУ со студенческой поликлиникой.


24. Выходим за границу дореволюционного Екатеринбурга. Здание школы на углу 8 Марта-Большакова по нечётной стороне (1935 год). Сейчас просто офисное здание с кучей контор. В пристройке между крыльями когда-то был игровой клуб. После официального запрета игровых заведений пристройка почти два года пустовала. Ныне в ней разместился зоомагазин.


25. Образчик постсоветской архитектуры — жилая девятиэтажка с воткнутыми на первый этаж магазинчиками.


26. Угол 8 Марта-Фурманова (1-й Загородной). Ещё одна школа 1935 года постройки, действующая.


27. Квартал между Фурманова и Фрунзе (2-й Загородной) застраивался в 1954-1958 г.г. Дома четырёхэтажные, типовые, но симпатичные.


28. Попадаются между ними и хрущёвки.


29. Дом на углу 8 Марта-Фрунзе.


30. Перекрёсток с улицей Фрунзе, вид на восток. Трамвайные пути, поворачивающие туда, идут к Южному трамвайному депо, старейшему в городе (1929 год).


31. Вид чётной стороны улицы 8 Марта на участке от Фурманова до Фрунзе.


32. Муниципальный театр детского балета «Щелкунчик». Здание появилось в 2008 году в результате реконструкции (фактически построено заново) стоявшего на этом месте кинотеатра «Мир» — типового кинотеатра, каких в СССР были построены десятки.


33. Трансформаторная будка в сквере возле «Щелкунчика».


34. Старая советская бетонная ограда.


35. Здание банно-прачечного комбината «Водолей» (предположительно 1957-1958 г.г.). Переулок, который к нему ведёт, называется, разумеется, Банный.


36. Современная угловая пристройка к хрущёвке.


37. Улица 8 Марта.


38. Сталинский жилой дом с магазинами на первом этаже.


39. Ретро-стайл в оформлении витрин магазина «Мир ткани».


40. Ещё одна сталинка на нечётной стороне улицы.


41. Перекрёсток с улицей Щорса (4-я Загородная), вид на восток.


42. Тот же перекрёсток, вид на запад.


43. Здесь будет станция метро «Чкаловская», пуск которой намечен на конец 2011 года. Из-за её строительства улица 8 Марта на этом участке 5 лет была перекрыта для движения транспорта. Для трамваев была сделана петля, видна у правого края фото. Фото прошлогоднее, ныне забор разобран, и прямое движение трамваев по улице восстановлено.


44. За забором почти не видно здание автовокзала на углу 8 Марта-Щорса (1960 год). После открытия Северного автовокзала старый стали называть Южным во избежание путаницы. Но это неофициальное название, официально он так и остался просто Автовокзалом.


45. Строительство станции «Чкаловская».


46. Фото сквозь ворота.


47. Один из немногих оставшихся в городе рынков — Чкаловский вещевой рынок. Борьбу с «нецивилизованными» формами торговли типа ларьков и рынков в Екатеринбурге начали намного раньше Москвы, и она принесла свои плоды. Рынки, оставшиеся в городской черте, можно пересчитать по пальцам одной руки. Остальные выведены за город или перепрофилированы. Пиво и сигареты можно купить только в магазинах или специальных павильонах на остановках общественного транспорта. Поначалу это, конечно, доставляло определённые неудобства, хотя стонов по этому поводу в Екатеринбурге было меньше, чем в Москве. А потом все привыкли.


48. Один из корпусов ТЦ «Мегаполис» на нечётной стороне улицы.


49. ТЦ «Мегаполис» открыт в 2008 году после четырёхлетнего строительства (довольно долго для зданий такого типа). Композиция здания — круглый атриум в центре, от него лучами расходятся торговые галереи. Компоновка довольно спорная — искать нужный магазин можно очень долго. Позади торчит недостроенное здание второй очереди ТЦ, эта стройка тоже идёт очень медленно, в последнее время она, похоже, остановилась.


50. Застройка улицы 8 Марта в сторону Южного трамвайного кольца.


51. Новые дома строят на месте старых деревянных домов военной поры, которые в Екатеринбурге, впрочем как и везде, называют бараками. На самом деле, это не бараки, а многоквартирные дома. Подмена понятий произошла, видимо, из-за условий жизни в них, которые ныне не соответствуют никаким нормам.


52. Дома вдоль улицы уже расселены, но ещё не снесены, ждут своего часа.


53. Администрация Чкаловского района Екатеринбурга. Улица 8 Марта идёт дальше на юг, но наша прогулка подошла к концу. Если свернуть мимо Чкаловской администрации к востоку и пройти дворами примерно с километр, то можно выйти к строящейся станции метро «Ботаническая», последней на первой линии Екатеринбургского метрополитена. По проекту предполагалась ещё одна станция — «Уктусские горы», но из-за нестабильного финансирования и сложности строительства в горах, от неё на текущий момент отказались. Фото подходов к «Ботанической» не даю — и так вышло слишком много, да и нет там ничего интересного, обычные дворы среди пятиэтажек.


За пять частей мы преодолели почти 12 километров и прошли значительную часть Екатеринбурга с севера на юг. Надеюсь, что было интересно.

Оригинал: http://makeev-dv.livejournal.com/4585.html?style=mine





Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте