10 фильмов Алексея Балабанова по рейтингу кинокритиков

Люди

10 фильмов Алексея Балабанова по рейтингу кинокритиков

Что снимал Балабанов, чернуху или правду?

Алексей Балабанов — человек, который остался в истории россйского и мирового кино как один из самых самобытных авторов, c уникальным художественным языком и набором приемов. Он снимал как арт-хаус, так и «народные» боевики, многие фразы из них разошлись на цитаты. Для жителей Екатеринбурга творчество Балабанова особенно близко, ведь он родился и вырос здесь, и во многих его фильмах звучит уральский рок.

Аудитория фильмов Балабанова очень широка, он вызывал шквал эмоций у множества самых разных людей. Одни восхищались его смелостью говорить о том, о чём не принято говорить в обществе, другие ужасались того, как он это показывает.

В нашей подборке собраны полнометражные фильмы Алексея Балабанова по рейтингу российских кинокритиков.

10. «Я тоже хочу» (2012)

Финальная сцена фильма «Я тоже хочу»

Фильм рассказывает о группе людей, которые отправились искать загадочное место — Колокольню Счастья. Каждый из путешественников давно наплевал на жизнь, и единственное, чего бы им хотелось — обыкновенного человеческого счастья. Именно поэтому они и направляются в это волшебное место, где, по слухам, стоит вечная зима и сильно превышен уровень радиации.

Лента неторопливая, не особо динамичная, зато насыщенная фирменными балабановскими диалогами с двойным дном. В ней много длинных планов, сцены долгие, при этом сюжет сравнительно небольшой. Это фильм-притча о том, что главное, единственное желание каждого человека — счастье в его высшем понимании, но его не найдёшь просто так.

Алексей Балабанов. Фото со съемок фильма «Я тоже хочу», kinopoisk.ru

«Я тоже хочу» — последний фильм Балабанова. Он появляется на экране в финале, в роли одного из искателей счастья, который умирает в кадре. В интервью Юрию Дудю близкий друг режиссёра продюсер Сергей Сельянов говорит об Алексее Октябриновиче, что в тот момент «он хотел умереть».

Факт: На сороковой день после смерти Алексея Балабанова обрушилась колокольня Запогостской церкви, которая в фильме «сыграла» Колокольню Счастья.

9. «Мне не больно» (2006)

Кадр из фильма «Мне не больно»

«Мне не больно» — фильм, который Сергей Сельянов буквально заставил снять Балабанова. После трагедии в Кармадонском ущелье, где погибла вся съёмочная группа фильма «Связной» Сергея Бодрова-младшего, Алексей не хотел писать и снимать, но Сельянов принес ему сценарий мелодрамы и буквально «взял на слабо», предложив снять фильм, совершенно нетипичный для режиссёра.

Лента рассказывает о любви молодой и красивой, но больной раком и уставшей от жизни женщины к бедному парню. По мнению критиков, сюжет довольно слабый, но глубокая актерская игра Ренаты Литвиновой и Александра Яценко и «сильная режиссерская воля» берут верх и «вытягивают» ленту. Фильм получил две премии за лучшую женскую (Рената Литвинова) и за лучшую мужскую роль (Александр Яценко) на «Кинотавре» в 2006 году.

Фото со съемок фильма «Мне не больно»

Простой для понимания фильм, не осложненный глубокими идеями, «Мне не больно» на первый взгляд кажется обыкновенной мелодрамой, однако под определенным углом лента перестает быть настолько прямолинейной и предстает перед внимательным зрителем совершенно в ином свете.

8. «Жмурки» (2005)

Кадр из фильма «Жмурки»

Криминальная чёрная комедия с атмосферой бандитских 90-х — именно так можно описать эту картину. В отличие от большинства фильмов Балабанова, в «Жмурках» история рассказывается с юмором. Это был первый фильм, который Сергей Сельянов предложил снять Алексею после гибели Сергея Бодрова. Режиссёр в ответ поставил условие, что играть должны только знаменитые актёры, хотя в его работах привычнее было видеть непрофессионалов.

Сюжет повествует о двух непутёвых бандитах. Босс поручил им привезти химика, который создаёт в лаборатории белый порошок. Парни искромётно проваливают задание, попутно застрелив и химика, и ещё несколько человек, и теперь им нужно не облажаться и реабилитироваться, выполнив другое поручение.

Фото со съемок фильма «Жмурки»

С самых первых минут видно, что фильм вдохновлён зарубежными криминальными лентами. Тем не менее «Жмурки» — не пародия и не плагиат. Это отдельный фильм, со своей вселенной и своими художественными находками. Каждый персонаж проработан настолько детально, что кажется, будто ты действительно встречал таких на улицах страны в 90-е. Характеры героев яркие и запоминающиеся, диалоги весёлые, но выдерживающие планку серьёзного кино.

7. «Груз 200» (2007)

Кадр из фильма «Груз 200»

Название картины — код, которым обозначалась авиационная перевозка тел погибших солдат. Шире, в современном значении — любая транспортировка тела или само тело.

На первый взгляд «Груз 200» — откровенная «чернуха». Насилие, тяжёлое пьянство, убийства, люди со сломанной психикой — такие стороны жизни многие видели во времена СССР и после его распада, но мало кто решался об этом говорить, а о том, чтобы показать это на экране, речи вообще не шло.

«Груз 200»

Действие фильма разворачивается в разгар Афганской войны, в трёх вымышленных провинциальных городках СССР. Случайно оказавшись на незнакомом хуторе, дочь секретаря райкома КПСС попадает в плен к капитану милиции Журову. Далее разворачиваются события, от которых хочется закрыть глаза и уши, но одновременно следить за происходящим.

Параллельная сюжетная линия рассказывает о профессоре кафедры научного атеизма, в ней открыто поднимаются спорные религиозные вопросы, что для российского экрана также несвойственно. Фильм очень сложный для восприятия, но честный и хорошо выстроенный.

Пожалуй, это самый спорный фильм Балабанова. Многие актёры отказались сниматься ещё на этапе подготовки, как только прочитали сценарий, некоторые из них отговаривали Балабанова вообще снимать этот фильм. После вручения приза Гильдии российских кинокритиков на «Кинотавре» фильм подвергся нападкам, и выход его в кинотеатрах был под вопросом, но в итоге прокат всё же начался. Отзывы были противоречивыми. Одни называли его лучшим в карьере Балабанова, другие обвиняли в чернухе.

Факт: Исполнительница главной роли Агния Кузнецова рассказывала, что после выхода фильма её приглашали в группу поддержки жертв насилия — настолько реальными зрителям показались ужасы, творившиеся на экране. С её же слов, она не до конца понимала образ своей героини, пока однажды Балабанов не сказал ей: «А знаешь, ведь ты сыграла Россию».

6. «Кочегар» (2010)

Кадр из фильма «Кочегар»

Предпоследний фильм Алексея Балабанова чем-то похож на последнюю ленту «Я тоже хочу». Это камерная, небольшая история, рассказанная предельно ясно. Кочегар по прозвищу Якут спокойно живёт в своем доме после возвращения с Афганской войны. Иногда сжигает в топке тела «плохих людей», которые приносят его сослуживцы, полностью доверяя им до определённого момента.

По ощущениям, этому сюжету хватило бы и короткого метра. Так думал и продюсер Сергей Сельянов, но Балабанов всё же снял полный. Вышло тягучее, растянутое повествование. Предельный минимализм в интерьерах, образах и диалогах — герои или молчат, или говорят короткими фразами.

Фото со съемок фильма «Кочегар»

История якута-кочегара рассказывается так, что в какой-то момент кажется, будто фильм основан на реальных событиях, но реальной основы у него нет, как нет и прототипа у главного героя. Эстетика этого фильма пропитана мрачной атмосферой 90-х, в то же время она совершенно не похожа на хрестоматийный образ «лихих девяностых». Медленно, последовательно раскрывается история мести «маленького человека». Балабанова всегда беспокоил национальный вопрос, и фильм ещё раз подчеркивает это.

Критик Андрей Плахов назвал «Кочегара» лучшим фильмом Балабанова, а журналист и обозреватель кино Валерий Кичин наоборот отзывался отрицательно.

Факт: Большую часть интерьеров Балабанов снял в собственной квартире, а актёры работали на съёмках бесплатно.

5. «Счастливые дни» (1991)

Кадр из фильма «Счастливые дни»

Первый полнометражный фильм Балабанова «Счастливые дни» снят по роману Сэмюэла Беккета. По сюжету одинокий человек без памяти и прошлого бредет по улочкам Петербурга, как будто вымершего, безлюдного. Прохожие называют его по-разному, и все что-то требуют от него, а он всего лишь хочет спокойствия и комнату, в которой он мог бы жить. Фильм вышел в период распада СССР и показал Петербург таким, каким он ещё не был ни в одном фильме: улицы без людей, без машин, пустые трамваи, полуразрушенные дома и подвалы.

«Счастливые дни»

Историю дополняют вещи главного героя. Его галоши, которые у него пытаются отобрать, шляпа, которую он никогда не снимает, и несколько монет, чтобы снять квартиру. Это не просто все вещи, которые у него остались — это то, что повествует о жизни Петербурга вместе с главным героем.

4. «Война» (2002)

На съемках фильма «Война»

Ещё один пугающе реалистичный фильм Балабанова. Стремясь к полному натурализму, перед съёмками он беседовал с бывшими пленными, с командующим войсками в Чечне, путешествовал по горным деревушкам. Члены съёмочной группы просматривали кассеты с реальными зверствами боевиков. Актёры по-настоящему сидели в яме и плавали в ледяной воде. К тому же съёмки велись во время Второй чеченской войны, но в спокойных районах и под охраной отряда быстрого реагирования.

На съемках фильма «Война»

Идея сценария пришла режиссёру в 1998 году, когда он увидел кадры с отрубленными головами английских специалистов, работавших в Чечне. Его глубоко тронула судьба этих и других погибших, и уже в 2002 году картина вышла в свет. Сюжет прямолинеен, в типичной для Балабанова манере. Повествование ведётся от лица подследственного Ивана, бывшего солдата-срочника. Он рассказывает о чеченском плене, где вместе с ним оказался английский актёр Джон с невестой Маргарет. Боевики отпускают Джона, Ивана и другого срочника, поручив Джону добыть крупную сумму, чтобы выкупить Маргарет. Не найдя поддержки на родине, Джон возвращается в Россию и обращается к Ивану за помощью.

«Война» заняла 4 место среди самых продаваемых фильмов в 2002 году и получила 5 разных наград за работу актёров, звукорежиссёра и оператора, а также была признана лучшей на «Кинотавре».

3. «Брат-2» (2000)

Кадр из фильма «Брат-2»

Самые популярные, «народные» фильмы Алексея Балабанова — это, конечно, «Брат» и особенно «Брат-2». Они принесли режиссёру общероссийскую и мировую известность. В 2000 году лента «Брат-2» заняла первое место среди 50 самых продаваемых видеофильмов. По сюжету Данила Багров отправляется в Америку, чтобы разобраться, кто и за что убил его товарища по Чеченской войне. Брат Виктор едет с ним за компанию.

На съемках фильма «Брат-2»

После выхода фильма фразы и диалоги растащили на цитаты: «Мальчик, водочки нам принеси», «Мы, русские, друг друга не обманываем», «Бен, это Данила. Ай нид хелп!». Особенно популярной стала фраза «В чём сила, брат?». До сих пор можно услышать её в жизни или увидеть на просторах интернета. «Брат–2» получил единодушно положительные отзывы критиков.

Факт: Балабанов считал, что озвучивание фильма — это как вторые съёмки, и приглашал на озвучку других актеров, чтобы придать фильму дополнительную энергию. Самая удивительная подмена произошла с героем Сухорукова — в обеих частях «Брата» его озвучивает Алексей Полуян. А нью-йоркский таксист говорит голосом Юрия Стоянова.

2. «Брат» (1997)

Кадр из фильма «Брат»

На первый взгляд можно сказать, что это типичный боевик 90-х, показывающий Россию «без прикрас». Сюжет ленты «Брат» прост, как прост и образ главного героя Данилы Багрова. Недавно дембельнувшийся Данила приезжает из родного Приозёрска в Петербург, где его брат Виктор стал «большим человеком». Тот оказывается киллером по кличке Татарин и быстро втягивает брата в криминальный мир, а потом и вовсе едва не обрекает на смерть, но Даниле удается выбраться и простить брата. Сергей Сельянов отмечал, что Балабанов хотел показать ценность родственных связей.

Фото со съёмок

Серо-коричневая гамма фильма, тесные дворы и переулки Северной столицы, схематичные образы главных героев дополняет меланхоличная музыка «Nautilus Pompilius». Критики обвиняли персонажа Данилы Багрова в излишней «топорности», а Сергея Бодрова — в плохой актёрской игре, тем не менее на Кинотавре-1997 он получил приз за лучшую мужскую роль.

Фильм ухватил особенности массового сознания России 90-х. «Брат» стал «зеркалом» революции 90-х с перевернутой системой ценностей.

— считает Лилия Михайловна Немченко, кинокритик, член союза кинематографистов России.

1. «Про уродов и людей» (1998)

Кадр из фильма «Про уродов и людей»

Эта картина относится к артхаусной стороне творчества Балабанова. Здесь показано много вещей, которые могут показаться отвратительными. Фильм рассказывает о владельце фотостудии Иогане, который подпольно занимается эротической съёмкой в духе садомазо. Вместе со своим помощником они разрушают две благополучные петербургские семьи, губя родителей и развращая детей.

Как и прочие фильмы режиссёра, лента неоднозначна. Положительные герои оказываются не такими уж хорошими, а отрицательным в некоторые моменты начинаешь сопереживать. Тем не менее, сам Балабанов говорил, что никакого глубокого смысла ни в сюжете, ни в названии картины нет: здесь есть обычные люди, и есть «уроды» — сиамские близнецы.

Финальная сцена фильма «Про уродов и людей»

Фильм снят в 1998 году, но поднятые в нём проблемы и универсальный художественный язык делают его вневременным. Он был воспринят зрителями по-разному, критики же единогласно сочли его хорошим. «Про уродов и людей» получил две премии «Ника»: за лучший фильм и лучшую режиссёрскую работу.

Балабанов — это не про «сделайте нам красиво», это про «сделайте правдиво». Нагота сама по себе не может быть униженной, унижает насилие. Честному художнику, Балабанову особенно, всегда больно, и он с необходимостью свидетельствует о несправедливости.

— кинокритик, член союза кинематографистов России, Лилия Михайловна Немченко.

Факт: Юные актёры, которые сыграли сиамских близнецов, на самом деле не родственники и даже принадлежат к разным национальностям: Алёша Дё кореец, а Чингиз Цыдендамбаев бурят.

Бонус: «Река» (2002)

Отдельно стоит рассказать и о незаконченном фильме «Река». После гибели актрисы Туйары Свинобоевой, которая исполняла главную роль, съёмки были прекращены. Позже из отснятого материала сделали короткометражку.

На съемках фильма «Река»

Сюжет раскрывает историю колонии прокаженных, куда приезжает одна из героинь. Она обнаруживает, что у её мужа появилась любовница, и с этого момента в фильме разворачиваются нешуточные страсти. Реалистичность происходящего завораживает, а концовка фильма надолго остается в памяти.

Алексей Балабанов всегда говорил, что подтекст в его фильмах искать не нужно. Он снимал именно для того, чтобы показать настоящую жизнь, неприукрашенную Россию и быт людей. «Балабановское» кино может быть понятно не всем, но точно не оставляет равнодушными тех, кто ценит его творчество.






comments powered by HyperComments


Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте