История
Памятники Степана Эрьзи в Свердловске
Памятники раннего Свердловска. Часть 3
Продолжаем рассматривать памятники раннего Свердловска. В третьей части расскажу про памятники известного скульптора Степана Эрьзи. После Октябрьской революции с 1918 по 1921 он жил в селе Мраморском и за несколько лет создал в Екатеринбурге-Свердловске несколько скульптур. Ни одна из них не сохранилась. В первой части мы уже видели памятники работы Эрьзи на площади Коммунаров, теперь посмотрим другие.
Памятник Карлу Маркcу на площади 1905 года, автор Степан Эрьзя. Установлен 26 января 1920 года. Через несколько месяцев — перед первомайскимии торжествами — перемещён на площадь Народной мести, где простоял до середины 1930-х гг.
Что касается этой фотографии, то её автор — Ф. Ф. Сыромолотов, к тому времени бывший нарком финансов Уралсовета (1918), будущий член Президиума Госплана СССР (1932-1938).
«Памятник Освобожденному труду». Установлен 1 мая 1920 на площади 1905 года. Демонтирован в июле 1926 года. По этому поводу в Уральском рабочем выходит большая статья. Текст очень хорошо передает стилистику газеты в 1920-е годы: безжалостная критика, грубоватая «толстая» сатира и безапелляционность высказываний. Я решил его привести здесь полностью. Фактическим данным, приведённым в статье, доверять особенно не стоит. История про происхождение памятника, по всей вероятности, байка. Вот так с легкой руки журналиста могут получаться городские легенды.
Полный текст статьи «О таинственном "Белом" на площади…»:
«За нарушение благоустройства города Свердловска (преступное деяние, непредусмотренное пока ни старым, ни новым Уголовными кодексами) Горсовет приговорил голого каменного человека, проживавшего с 20-го года на площади 1905 года, к строгой изоляции в музей.
Перенесение осуждённого в музей сопряжено с целой процедурой, очень похожей на казнь.
Приготовления к казни уже начались. С сегодняшнего дня отдел благоустройства вокруг лобного места возводят леса. Казнь продлится несколько дней… Сама съёмка осуждённого будет произведена ночью. Каменный преступник положен будет на специальную телегу, на которой его и перевезут в изолятор.
Для съёмки предварительно придётся поставить специальные козлы, на козлы будут помещены тали, которыми голый человек будет поднят со шпилей кверху и дальше на лебедке спущен на телегу.
Любопытно вскользь остановиться сейчас на «биографии» этого памятника. Появился он у нас в городе совершенно случайно. Дело было не то в 19, не то в 20 году. Точно мало кто помнит даже из старожилов. Появился он, говорят, по следующему случаю: был большой праздник, не то Октябрьской Революции, не то 1 Мая. Дела на фронтах были хороши. Свердловскому пролетариату хотелось отпраздновать свой праздник возможно помпезнее. Для торжества не хватало памятника. Буржуазный Екатеринбург в этом отношении не оставил нам никакого наследства. И вот решено было в срочном революционном порядке:
— Даёшь памятник!
Прослышали, что в Мраморной работает известный художник тов. Эрзе, очень ценимый тов. Луначарским, над какой-то скульптурной группой, в композицию которой входили несколько человеческих фигур, кажется девять.
Поехали в Мраморную. Действительно, тов. Эрзе работает над героической группой. Попытались заказать ему памятник или даже просили отдать Свердловску всю эту группу, но скульптор заявил, что группа будет готова лет через пять. Это ни в какой мере свердловцев не устраивало. На счастье или несчастье, у Эрзе оказалась готовой второстепенная фигура группы. Та самая, которая в течение последних 5-6 лет и красовалась на площади нашего города.
Время тогда было горячее. Что будет завтра — неизвестно. И решили по случаю отсутствия чего-либо подходящего водрузить в качестве памятника.
Замечательно, что до настоящего времени никто не знает, что должен был изобразить этот памятник.
Приговор над каменным памятником вынесен Горсоветом по настоянию рабочих. Долго обсуждался вопрос к какой мере наказания его приговорить. Были предложения разбить, уничтожить, расстрелять так сказать, но Горсовет нашел ряд смягчающих вину обстоятельств и уничтожение заменил музейной изоляцией.
Много разговоров вызвал также вопрос о квалификации преступления каменного человека. Некоторые квалифицировали его стояние в голом виде посреди города, как явное неуважение к обществу, другие — как нарушение благопристойности и, наконец, последнее время деяния каменного человека расценивались как явное хулиганство. Итак, дни и часы каменного человека сочтены. Вчера фотографы снимали его в последний раз. Р. К-ий».
«Кузнецу мира», С. Эрьзя, открыт 1 мая 1920 года. «Могучая статуя с мощными мускулами, лицом упрямой воли, напряженной мысли», — так описывали этот памятник в Уральском рабочем за 18.04.1920. Был сделан из недолговечных материалов, поэтому к середине 1920-х выглядел очень плохо. В сентябре 1927 года принято решение о сносе памятника, так как он мешал постройке трамвайной линии.
Памятник Парижской Коммуне. Установлен 1 мая 1920 года на одноименной площади. Демонтирован скорее всего в первой половине 1927 года. На фотографиях его плохо видно.
Как он выглядел, можно понять из описания, приведённого в газете «Уральский рабочий» за апрель 1920 г.: «Спешно выполняются к предстоящему празднику 1 Мая и барельефы для памятника парижским коммунарам, который будет поставлен на площади перед городским театром им. Луначарского. Изготовляются четыре барельефа. Первый барельеф представляет копию деталей из памятника парижским коммунарам Бартоломэ на кладбище Пер-Лашез, второй барельеф — «Под защитой оружия» — сцену из боевой жизни парижских коммунаров, защищающих женщин и детей; третий барельеф — баррикады; и четвертый, символизирующий всю беспощадность победительницы буржуазии, — «Онемели от ужаса». Барельефы выполняются под личным наблюдением т. Эрьзи».