Меняйся или умри! Стрит-арт — новый монументализм?

Город

Меняйся или умри! Стрит-арт — новый монументализм?

Разбираемся, куда делось монументальное искусство и что пришло ему на смену.

Гуляя по Екатеринбургу, можно встретить искусство на любой вкус. От монументальных произведений советских художников до текстового стрит-арта и инсталляций — кажется, у нас есть все.

Я решила погрузиться в историю уличного искусства и понять, как оно формировалось и от чего зависела его визуальная составляющая, начиная с Советского Союза. Можно ли сказать, что стрит-арт — новый монументализм? И как относятся представители и поклонники разных художественных лагерей к произведениям, между созданием которых разрыв в десятилетия?

Подробно об этом удалось поговорить с уличным художником Славой ПТРК и монументалистом Борисом Клочковым. Также свои комментарии дали художник Кирилл Кто и Эва Рухина — автор аккаунта в Instagram «бетон и кусочки», посвящённого советскому монументальному наследию.

Как было в СССР?

Улицу использовали для презентации искусства с тех самых пор, как она появилась. В Советском Союзе пространство города играло важную, а может даже ключевую роль для трансляции идей власти. Кардинальные перемены в этой истории произошли после распада СССР и появления нового государства в 1991 году.

Главные герои истории «государство и улица» сменились на «улица и человек». Тут нужно понимать ситуацию, которая сложилась в сфере архитектуры и искусства Советского Союза: бюджет на оформление и монументальную пропаганду закладывался на государственном уровне и распределялся по городам и предприятиям. Таким образом кусочек искусства могли получить все. Вне зависимости от размера города дворец культуры или стадион оформляли рельефами, скульптурами, мозаиками или сграффито.

Занимались подобными практиками художники-монументалисты, которые курсировали по городам и оформляли объекты.

Чеканный рельеф на ККТ Космос и «Освобожденный человек» Бориса Тальберга на СК Урал

О том, как строилась работа между государством и художниками, рассказал монументалист Борис Клочков. В Екатеринбурге он оформил станцию метро «Проспект Космонавтов», а его скульптуру «Друзья» можно увидеть на улице Вайнера.

Система художественного фонда РСФСР была отлажена идеально. Построены мастерские, цеха для создания произведений больших размеров: рельефов, скульптур, витражей. Существовала комиссия по распределению работ. Всё происходило под контролем правления, секций, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, а также представителей заказчика.

Избирался большой художественный совет, и на открытых просмотрах в больших спорах и дискуссиях рождались шедевры. Эскизы, картоны и исполнение часто отклоняли помногу раз, требуя доработки. Иногда работа передавалась другому автору.

Если проект был сложным и стоил больше десяти тысяч — автора отправляли в Москву для утверждения экспертным советом Союза художников РСФСР. На монументальную пропаганду и украшение выделяли один процент от сметной стоимости строительства объекта, поэтому архитекторы включали в проект художественное оформление и часто предлагали конкретного художника-исполнителя. Было не как сейчас: нашёл стенку свободную и рисуешь.

Рельефы для фойе «Встреча» и «Прощание» Бориса Клочкова, метро «Проспект Космонавтов», Екатеринбург Флорентийская мозаика из уральских камней «Космические пейзажи» на путевых стенах, автор Борис Клочков, метро «Проспект Космонавтов»
Коротко о монументальном искусстве СССР

Монументальное пропагандистское искусство появилось в начале ХХ века на фоне революционных событий и занималось борьбой с монархией и с академическим искусством этого политического строя, но художники-авангардисты недолго пользовались поддержкой власти. Уже к концу 1920-х годов их творчество не укладывалось в новое представление о государстве и считалось подрывным.

В 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) запретили независимые художественные организации, учредили Союз художников, который занимался распределением заказов и контролировал проведение выставок. Идеологически правильным направлением в искусстве выбрали соцреализм. Его основы — это народность, идейность и конкретность. Курс изменили на прославление коммунистических идеалов и нового героя времени — человека труда.

В Советском Союзе искусство проникало в город в виде мозаики, скульптуры, сграффито и росписи в реалистической манере. Программа пропаганды обрела популярность в 1930-е годы, со временем она меняла стилистические черты, но продолжала осуществляться вплоть до распада СССР.

Мозаика на ДК имени Лаврова

Когда смотришь со стороны на меняющуюся сферу искусства, есть опасность поделить всё на периоды с чёткими временными границами и характеристиками, потому что так проще. В реальности всё оказывается сложнее: произведения существуют одновременно. Вдруг не появляются граффити и не исчезают мозаики, потому что наступает 2000 год. Мы живём в мире, где ещё сохранилось монументальное наследие, а рядом с ним соседствуют новые течения. Художники поколения миллениалов и Z не могут не видеть остатки советского прошлого и работать вне его контекста.

О своём отношении к монументальным работам рассказали уличные художники Слава ПТРК и Кирилл Кто.

Слава ПТРК:

Я умеренно интересуюсь советским монументальным искусством. Стараюсь смотреть на это без идеологического контекста, просто как на качественные масштабные работы. Мне жаль, что их становится всё меньше. Я бы хотел, чтобы эти работы оставались потомкам как памятники, документы своего времени.

В монументальном искусстве мне нравится профессионализм, с которым это сделано, во всех аспектах. Не нравится идеологическая подоплёка. Когда гуляю по городу, обращаю внимание на монументальные работы. Их немного, но я всегда очень радуюсь, когда их встречаю. Фотографирую и подолгу рассматриваю.

В Екатеринбурге мне нравятся мозаики на СК Урал и на улице Малышева «Времена года». Также очень давно в душу запали космонавты в метро «Проспект Космонавтов» и в целом футуристичное и необычное оформление этой станции.

Мозаика «Времена года» Германа Метелёва

Кирилл Кто:

К советскому монументальному искусству я отношусь так, как и ко многому другому, сделанному феноменально качественно и вдохновляюще, вопреки жёсткой сущности советского строя или благодаря ей. Как к интерьерам московского метро, например.

В нём мне нравится качественность, проработанность, масштабность. Не нравится? Иногда, ходульность сюжетов.

Источником вдохновения для меня становились плафоны на станции метро Маяковская, выполненные в мастерской Дейнеки. Ну и сам её интерьер. Большое впечатление произвели мозаики в подземном переходе в Ростове-на-Дону. Автора не помню.

Кирилл Кто? фото: instagram @kirillkto1

Как сейчас?

В 21 веке монументальное искусство, на которое делали ставку совсем недавно и вливали большие ресурсы, оказалось неактуальным. На смену большому и дорогому арту, спущенному сверху, приходит индивидуальная инициатива — граффити. Она не предполагает больших масштабов, как фасад здания, и не делается долговечными материалами, как смальта, но протаптывает новую дорожку для искусства.

В первоначальном смысле граффити не ставит перед собой задачу сделать город красивым или поднять острую проблему и обратить на неё внимание, а хочет только заявить об авторе. Со временем эта культура трансформируется и появляется то, что называют «стрит-арт» или «уличное искусство».

Многообразие этих терминов не знает границ и включает в себя, по оценкам разных представителей мира искусства, и паблик-арт, и инсталляции, и перформансы и прочее. Работает схема: всё, что происходит на улице, можно назвать уличным искусством.

Мозаика Славы ПТРК с Эми Уайнхаус, фото: ekaterinburg.bezformata.com

Относительный плюс происходящего сегодня — говорить об одобрении эскизов советом, партийной организацией или профсоюзом не приходится. Относительность плюса заключается в том, что не все готовы оценить свободу нынешнего положения художников. Войны творческого комьюнити с представителями ЖКХ, которые получили власть над всеми стенками города и могут решать, кому остаться, а кому нет, иногда наталкивают художников на создание новых форм произведений стрит-арта. Низкий порог входа в культуру имеет свои минусы и плюсы.

Слава ПТРК, «Белая серия», фото: vk.com/ptrkgroup

Лояльность к художникам на улице в Екатеринбурге и доступность материалов для рисования привела к буму на стрит-арт. Процесс шёл медленно, не без помощи таких инициатив, как STENOGRAFFIA. И вот в 2020 в городе прошли сразу пять фестивалей за сезон: Public Art, ЧӦ, STENOGRAFFIA, Карт-бланш, Маргинальная Ночь. Интересно, это максимум, или будет ещё больше?

Кирилл Кто:

Низкий порог входа в стрит-арт культуру — это и хорошо и плохо. У людей рано, в подростковом возрасте, не особенно размышляющих, начинающих рисовать, могут быть крайне нелепые, неуместные работы. Но с другой стороны, демократичность этого явления позволяет появляться действительно интересным самобытным авторам.

Прежде я отрицал необходимость художественного образования, настаивая, что более полезным окажется привычка много гулять и исследовать улицу как специфическую среду. Но последние годы, наблюдая за художниками, способными к миметическому рисованию (от слова «подобие») скажу, пожалуй, что оно хоть и необязательно, но не помешает.

Кирилл Кто, фото: instagram @kirillkto1

Слава ПТРК:

Низкий порог входа в стрит-арт культуру — это очень хорошо, это демократия. Любой может минимальными усилиями получить большую аудиторию для своего искусства. Это классно.

Мне кажется, в искусстве сегодня вообще не обязательно наличие какого-то специального образования. Главное иметь голову на плечах и действительно всем сердцем хотеть заниматься искусством. А способы уж найдутся, навыки и знания приобретаются. Художественные образование дает полезные навыки. В то же время я знаю довольно много людей, которые жалуются на классическое образование, на его ограниченность, зашоренность и консервативность, а также на деспотизм и отсталость преподавателей и прочее.

Со сменой государственного режима госзаказ никуда не делся. Нужно было лишь время на понимание ситуации. Параллельно с работами, которые художники делают на чистом энтузиазме, рассматривая улицу как холст для творческих задумок, существует заказной арт.

Роспись «Волонтёры» команды «Граффити 24» на улице Старых Большевиков 52, Екатеринбург, фото: уральский-рабочий.рф

Стрит-арт — новый монументализм?

Уличное искусство, которое с первого взгляда можно принять за противоположное монументальному, некоторые отчасти считают его продолжением. Не стоит забывать о проектах финансирования росписей фасадов на тему Великой Отечественной Войны или коронавируса. Большие муралы ярко иллюстрируют государственный заказ в современном мире уличного искусства.

Слава ПТРК:

Монументальное искусство приобрело новые формы, более подходящие сегодняшнему дню и времени. Стрит-арт — отчасти новый монументализм, да. Мьюрализм от mural, фреска — это действительно новый монументализм. Но стрит-арт очень большой и разный жанр, в нём есть много всего другого.

Стрит-арт, особенно российский, часто вдохновляется и продолжает традиции советского монументализма. В других странах тоже наблюдается похожая ситуация. Но стрит-арт более живой и гибкий, в нём меньше пафоса, претенциозности и напыщенности. Он более актуальный — это и плюс, и минус.

Кирилл Кто:

Если под термином «стрит-арт» иметь в виду мурализм — можно с большой натяжкой назвать его монументализмом. Хотя бы потому, что мозаики, барельефы, скульптуры, выполненные прежде, более основательны, трудоёмки и продуманы.

Мурализм что-то взял от монументалки, но что именно — лучше знают те, кто чаще им занимается. Стрит-арт (не мурализм) — спонтанен, лёгок, быстр, своеволен, демократичен по отношению к зрителю. Монументально — это основательно, тяжеловесно, политически ангажировано.

Кирилл Кто, фото: instagram @kirillkto1 Слава ПТРК, работа из серии «Детство перед телевизором», фото: Александр Янг

Борис Клочков:

Конечно, есть сходства. Если говорить о госзаказах в стрит-арте, то это что-то мимолетное и скорее оформительское. Делают на время, фиксируют момент в эпохе. Без госзаказа нет монументального искусства. Вот если будет много денег и идеология — будет много монументального искусства.

Эва Рухина, куратор выставок и автор аккаунта в инстаграме «бетон и кусочки» @rukhina о советском монументальном наследии, не видит связи между уличным искусством и монументальными произведениями СССР.

Монументальное искусство СССР сдулось в 1982 году. Ушёл Суслов, пропаганда стала не нужна. Стрит-арт по-русски называется уличным искусством. Этот термин ввели в оборот кураторы Артмосфера. Термин пришёл из США. Никакой преемственности между монументальным искусством СССР и уличным искусством США нет. Это та же логика, что сказать: «Дельфины имеют мозг и плавают, люди имеют мозг и плавают, значит люди произошли от дельфинов». Нет, не произошли.

Пропаганда сейчас эффективно работает в России на ТВ и в интернете. Просто изменились способы пропаганды. Можно сколько угодно называть вещи другими словами, но они от этого не станут другими.

Портрет Екатерины I Максима Реванша и мозаика Вениамина Степанова возле «Уральского рабочего», фото: the-village.ru

Стрит-арт — новый монументализм? Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. Разобраться помешал неочевидный на первый взгляд факт — не устоявшаяся терминология в сфере современного искусства на улице. Несмотря на то, что в декабре 2017 года Институт исследования стрит-арта организовал симпозиум «Тезаурус», чтобы прояснить терминологию, связанную с уличным искусством, после шестичасовой дискуссии вопросы всё же остались.

Кто-то считает, что стрит-арт и уличное искусство — это одно и то же, а кто-то нет. Какие конкретно практики можно включить в термин стрит-арт или уличное искусство? Граффити является их частью или стоит особняком?

С одной стороны существуют муралы — масштабные росписи, которые иногда оплачиваются государством, и их можно сравнить с произведениями советского монументализма, если не учитывать недолговечный материал. Тогда встаёт другой вопрос, муралы — это стрит-арт?

Сходства есть, как есть и отличия. Важно продолжать дискуссию и не забывать об этом говорить.






Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте