«Привлекает свобода. Отталкивает консерватизм»

Люди

«Привлекает свобода. Отталкивает консерватизм»

Уличный художник Слава ПТРК — о стрит-арте и монументальном искусстве.

Слава рисует на улице с 14 лет. Начинал, как большинство уличных художников, с граффити, но в итоге пришел к стрит-арту. С 2007 года жил и работал в Екатеринбурге, а сейчас занимается творчеством в Москве.

Известность получил, выполнив трафарет патриарха Кирилла с головой в виде копилки. Екатеринбуржцы помнят его по работам с персонажами из мультфильма «Черепашки ниндзя», знаку «Грязьбург» на Берёзовском тракте, инсталляции «Страна возможностей» на стене заброшенной больницы в Зелёной роще и перфомансу «По**й, пляшем!» на льду Исети.

В своём творчестве Слава ПТРК поднимает социальные и политические проблемы, создавая образы, понятные широкому кругу зрителей. Он работал и продолжает работать в разных техниках уличного искусства: трафарет, постер, роспись, мозаика. Помимо этого создает акции, перформансы, инсталляции, а также работы галерейного формата в виде живописных холстов, коллажей и печатной графики.

Со Славой получилось поговорить в его мастерской на Преображенской площади.

О стрит-арте

Почему стал заниматься стрит-артом? Расскажи, какие события привели к этому?

Начинал с классического граффити. Друзья втянули рисовать на стенах в совсем юном возрасте. Сами они довольно быстро бросили это дело, а меня затянуло. Понравилось, что можно делать что хочешь и где хочешь, самовыражаться без ограничений, и результаты твоего труда увидят сотни, тысячи людей.

Я начинал рисовать в подворотнях Екатеринбурга и занимался этим долго-долго, а сейчас за полгода карьеры делают: пара скандальных работ, выставился на Vladey — и уже звезда.

Чтобы заниматься стрит-артом, полезно иметь художественное образование, или это не играет никакой роли?

Зависит от того, что вы планируете делать. Мне кажется, в искусстве сегодня вообще не обязательно наличие специального образования. Главное иметь голову на плечах и действительно всем сердцем хотеть заниматься искусством, а способы уж найдутся, навыки и знания приобретаются. Художественные образование даёт полезные навыки. В то же время я знаю довольно много людей, которые жалуются на классическое образование, на его ограниченность, зашоренность и консервативность, на деспотизм и отсталость преподавателей.

Художником нужно быть всё время

Чтобы научиться рисовать, нужно понять цель «зачем?». Я для себя её не нашел, что нужно при помощи каких-то костылей отрисовываю. Мне всегда была важнее идея, а не красивое сочетание цветов, поэтому в бизнесе по расписыванию коттеджей не замешан.

Как думаешь, низкий порог входа в стрит-арт культуру — это хорошо или плохо?

Это очень хорошо. Это демократия, любой может минимальными усилиями получить большую аудиторию для своего искусства. Это классно.

Что тебя привлекает в уличном искусстве? Что отталкивает?

Привлекает свобода. Отталкивает консерватизм и ограниченность многих художников, а также некоторое отставание от актуального искусства в целом, в плане выбора техник, тем и жанров.

Какие мотивы двигают уличными художниками?

На улицу меня заставляет выходить желание получить свободу творчества, возможность самовыразиться и показать свое искусство широкому кругу зрителей. Мотиви у разных художников разные, но основные причины именно такие.

Как заработать на стрит-арте? Можно ли на нём заработать и нужно ли?

Три основных способа: выполнение художественного оформления на заказ, продажа своих станковых произведений, получение грантов/премий/стипендий.

На стрит-арте можно и нужно зарабатывать, не вижу ничего стыдного в том, чтобы получать деньги за своё любимое дело. Те, кто думает, что зарабатывать на искусстве стыдно — идиоты, видимо считающие, что лучше работать на нелюбимой или в меру любимой работе и быть художником вечерами, ночами или по выходным. Это тупиковый путь. Художником нужно быть всё время.

Откуда появляются заказы?

Да чёрт его знает. Сто и один способ найти заказ. Чем известнее становишься, тем больше запросов поступает. Но 90% из этого — стыдное и мерзкое говно, за которое без слёз не возьмёшься.

Например?

Был осенью заказ, который предполагался как авторский, но не случился. Начинали за здравие, окончили за упокой. В какой-то момент заказчик возмутился, почему так дорого, а там элеватор здоровенный. Просто маляров нанять покрасить уже стоило бы прилично.

Осенью у меня не случилось два коммерческих проекта: один с пивоварней, второй с элеватором этим. В обоих случаях всё начиналось в духе «вы художник, вы так видите, а мы заплатим». Это идеальный заказчик — когда делаешь то, что считаешь нужным, и за это платят. С большинством заказчиков это заканчивается достаточно быстро. В лучшем случае просят поправить, но чаще всего говорят, что идея не подходит и нужно придумывать другое.

Начинаешь с авторской работы, а заканчиваешь тем, что просят нарисовать солдата, возвращающегося с войны — это реальная история с элеватором.

Клиенты в России чаще всего считают, что кто платит, тот и заказывает музыку. Художник нафиг не нужен, нужен ремесленник, который хорошо делает своё дело в прикладном плане, чтобы красиво рисовал. Авторский замысел, концепция не нужны.

С элеватором самая безумная история?

Нет, она просто последняя, но мозг взорвала. Мы с Ильёй Мозги придумали классные эскизы на тему тоски по малой родине. Они понравились всем знакомым, но их забраковали, потому что не позитивно. В итоге заказчик захотел солдата, возвращающегося с войны. Какой солдат? Сколько можно с войной уже носиться?

У меня за год был всего один коммерческий заказ — роспись вентиляционной трубы в новом московском коворкинге. Такие проекты я чаще всего не публикую.

Самый классный в жизни коммерческий заказ был в прошлом году для Яндекса — делал роспись в московском офисе. Нарисовал «Бумера» на деревянной панели шариковыми ручками. У них транзитная зона в коридоре, где ничего нет, но через которую все ходят. А у меня уже был эскиз готовый, всё быстро согласовали, и сделал за двенадцать дней. Всего десять-двенадцать ручек ушло.

Какие плюсы и минусы в работе свободного художника?

Свобода — это всегда и плюс, и минус. Ты не всегда знаешь, что будет завтра, но твоя судьба только в твоих руках.

Почему в Екатеринбурге много стрит-арта?

Потому что в нём живет много хороших, инициативных, креативных, неравнодушных, умных людей. Мне очень нравится в Екатеринбурге мост-домино, одна из ранних работ Тимы Ради: её масштаб, простота и красота идеи, символическая, концептуальная наполненность и целостность.

Расскажи о последних проектах?

Во время пандемии, весной и летом я рисовал «Белую серию». Она осталась многими не понятой, но я не удивлён, это неочевидное искусство. Собираюсь её продолжать.

Эскизы к ней делаю, гуляя по городу. Нравится какая-нибудь стена — фоткаю её. Сложно объяснить, чем она мне нравится: фактурой, атмосферой, сочетанием деталей или отвалившейся штукатуркой. По фотографии дома делаю эскизы, бывает по пять-шесть штук, потом только в материал перевожу.

В Екатеринбурге эта серия уже не так хорошо играет, как в Москве, нужно другое прочтение. В Москве она обоснована тем, что прячешься от ЖКХ. Дворники не понимали, что я закрашивал, смотрели-смотрели и уходили, ничего не говоря, потому что не считывается как стрит-арт, если белой кисточкой или валиком красишь.

Над чем работаешь сейчас?

Довожу до конца все свои серии. «Детство перед телевизором» на холстах и на улице хочу сделать более чернушной, жизненной, добавить социалки. Хочу, чтобы эти герои от нас ушли, чтобы мы с ними попрощались и они погибли. Мои персонажи, как дети 90-х должны уйти, чтобы люди увидели — это не просто мультяшки, а размышление о том, что может пора уже закопать труп 90-х и двигаться дальше.

Есть один большой проект, который хочу развернуть по полной в следующем году. Он посвящён насилию в широком смысле: человека над человеком, человека над природой, города над человеком, государства над человеком. Пробным проектом была решётка (проект «Совсем рядом» — канализационная решётка с приваренными к ней руками напротив Кремля), думаю, надо продолжить.

Художник должен отвечать запросам времени, стране, где живёт. Я чувствую общий невроз и агрессивность, атмосферу насилия, которая существует. Все нервничают, переживают, боятся. Страх — это тоже насилие, с этим и хочется поработать.

О монументальном искусстве

Как относишься к советскому монументальному искусству?

Умеренно интересуюсь. Стараюсь смотреть на это без идеологического контекста, просто как на качественные масштабные работы. Мне жаль, что их становится всё меньше, я бы хотел, чтобы работы оставались потомкам как памятники, документы своего времени.

В монументальном искусстве мне нравится профессионализм, с которым он сделан, во всех аспектах, и не нравится идеологическая подоплека.

Тема не совсем моя, я в последний год только начал обращать внимание на мозаики с росписями, а до этого оно мне казалось каким-то отсталым и пришельцем из другого времени. Понимаю, что советское монументальное искусство не отвечает сегодняшнему запросу, время его прошло.

Монументальные работы когда-нибудь служили источником вдохновения для тебя?

Когда гуляю по городу, обращаю внимание на монументальные работы. Их немного, но я очень радуюсь, когда их встречаю, фотографирую и подолгу рассматриваю. Чтобы они стали источником вдохновения — такого ещё не случалось, как мне помнится. Но не исключаю, что это могло быть неосознанное влияние. И не исключаю, что такое вдохновение может случиться в будущем.

Если есть любимая работа в Екатеринбурге, расскажи о ней.

Мне нравятся мозаики Бориса Тальберга на СК Урал и Германа Метелёва «Времена года» на Малышева. Также давно в душу запали космонавты со станции метро «Проспект Космонавтов», и в целом футуристичное и необычное оформление этой станции.

Зачем сейчас академии и институты выпускают монументалистов?

Это нужно спросить у выпускников. Но если судить по общероссийским государственным и культурным тенденциям, спрос на монументальную пропаганду возвращается.

Недавно провели конкурс на разработку барельефа для Плотинки. Его выиграла работа Константина Грюнберга на тему войны, и это вызвало споры среди общественности. Что думаешь по этому поводу?

Екатеринбургу нужны качественные монументальные работы, но давайте честно — недостатка в искусстве на улицах у нас нет. Мне кажется, лучше заняться уже другими городами. По поводу этого барельефа думаю, что выглядит не очень. Да и тема войны уже ****** [надоела], сколько можно, сил нет.

Стрит-арт — новый монументализм?

Монументальное искусство приобрело новые формы, более подходящие сегодняшнему дню и времени. Отчасти да, мьюрализм от mural, фреска — действительно новый монументализм. Но стрит-арт очень большой и разный жанр, в нём есть много всего другого.

Какую связь видишь между монументальным искусством и стрит-артом?

Стрит-арт, особенно российский, часто вдохновляется и продолжает традиции советского монументализма. В других странах наблюдается похожая ситуация. При этом стрит-арт более живой и гибкий, в нём меньше пафоса, претенциозности и напыщенности. Он более актуальный — это и плюс, и минус.






Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте