Белая башня

Интересные места

Белая башня

Водонапорная башня УЗТМ: история и архитектура.

В противовес высоченной инфернальной телебашне Екатеринбурга, которую снесли в 2018 году, на противоположном конце города стоит Белая башня. Невысокая (29 метров), но тем не менее заметная городская доминанта.

Водонапорная башня построена в 1928-31 гг. по проекту архитектора М. Рейшера на Уралмаше, на стыке улиц Донбасской и Бакинских комиссаров. Раньше её можно было видеть с площади Первой пятилетки, пока не построили ДК Уралмаша.

Ричард Пэйр. Водонапорная башня на УЗТМ, Екатеринбург. Инженер М. Рейшер, 1929

Вскоре после сдачи башню побелили, и официальное название «Водонапорная башня УЗТМ» быстро вытеснилось народным «Белая башня».

Некоторые близлежащие магазины, а также известный в городе авторынок, включили Белую башню в свои названия. Башня долго была заброшена, сейчас её законсервировали и восстанавливают арх-группа «Подельники».

Проект М. Рейшера

В конце 1920-х на севере Свердловска полным ходом идёт строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения и жилого массива при нём. Встала необходимость постройки водонапорной башни для постоянного водоснабжения соцгорода. Поначалу воду привозили в бочках на лошадях.

В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Как только эта идея получила поддержку главного инженера В. Фидлера, объявили экспресс-конкурс, на котором свои проекты представили П. Оранский, В. Безруков и М. В. Рейшер.

Победил эскиз Рейшера. Проектное предложение Рейшера опиралось на методы конструктивизма, оно основывалось на пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустроить две смотровые площадки: на кровле бака и в маленьком консольном объёме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни по проекту равнялась 29 метрам, и она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой местности.

Архитектура башни

Архитектурный образ водонапорной башни — классический пример объединения функции, конструкции и формы. Это инженерное сооружение вошло во многие отечественные и зарубежные издания и учебники как образец авангардной архитектуры.

Стремление к монументальности и экспрессии обусловило выбранное автором достаточно сложное в конструктивном отношении и выразительное по архитектуре решение, смело порывающее с традиционными приемами организации подобных инженерных сооружений того времени. Массивный объем громадного бака для воды опирается на три железобетонные опоры, его светлая цилиндрическая форма с графически выделенными небольшими темными деталями окон как бы оторвалась от земли и парит на изящных опорах. Блок вертикальных коммуникаций решен в виде примыкающего сбоку самостоятельного объёма.

Изначально башню хотели сделать полностью из железобетона. Но до этого в городе не было опыта строительства зданий из подобного материала, и для надёжности проект решили видоизменить. Инженер Фидлер лично пририсовал дополнительные ножки под баком и настоял на том, чтобы сам бак был изготовлен из металла.

Железобетонные конструкции сооружения разработали в московском проектном бюро Техбетон, проект металлического бака-резервуара по системе Инце — в проектном бюро металлоконструкций под руководством С. Короткова.

При сборке бака впервые в городе использовалась техника электросварки, а не склёпки. Бак изготовили за 5 месяцев, 5 июня 1931 года был наложен последний сварной шов, и башня была готова к эксплуатации.

Нужно отметить, что бак башни Уралмаша в то время был самым крупным в мире и превышал по размерам на 50-70 кубометров аналогичный, возведенный в США в городе Чикаго.

Открытие башни и прорыв бака

Через час после торжественного заполнения бака водой и подписания акта о приёмке башни в эксплуатацию, произошло неожиданное событие. Днище бака «Инце» выгнулось, оборвалось, и все сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на своём пути все случайные преграды, в том числе и вооружённого постового, пронеся его на 20 метров от башни.

У В. Ф. Фидлера сразу же собрались все ведущие специалисты, принимавшие участие в проектировании, строительстве, монтаже и приёмке башни. Во время обсуждения случившегося в кабинет вошёл представитель НКВД. Владимир Фёдорович поднялся и внешне спокойно просил извинить, что не может сейчас уделить ему время, просил обождать:

В данный момент мы решаем технический вопрос, как в максимально короткий срок ликвидировать аварию. Кому, что и в какие сроки нужно сделать. Решив эту задачу, я займусь с Вами выявлением лиц, виновных в этой аварии.

В то время и в такой ситуации старому «спецу» так принять представителя НКВД, просить его по существу выйти и не мешать работать — нужно было обладать большой смелостью и силой воли.

Новое днище для бака решили делать в железобетоне. «Инженера Прохорова вызвали в Свердловск, и пока он ехал на пароходе от Нижнего Новгорода до Перми, за 4-5 дней он произвел расчёт нового днища, изготовил чертежи и выдал проект к исполнению».

Такими же рекордными темпами проект был осуществлён. Новое днище бака оказалось надёжным. Были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.

По завершении строительства башню окрасили белой известью, благодаря чему за ней закрепилось имя «Белая башня».

Значение Белой башни

С момента открытия вплоть до начала войны водонапорная башня УЗТМ значилась во всех строительно-технических справочниках как образец промышленного зодчества. Таким образом, башня стала прототипом для ряда объектов аналогичного назначения. Первым аналогом стала водонапорная башня завода “Красный гвоздильщик” в Ленинграде (25-я линия Васильевского острова, 8), архитектор Я. Чернихов. «Белая башня» также введена в проект завода «Средуралмедьстрой». Построенное в 1931 г. на территории Уралмаша здание ТЭЦ формально повторяет композицию башни. Примеры заимствования встречаются даже в зарубежной строительной практике, в частности, на одном из молочных заводов Северного Китая.

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик», арх. Я. Г. Чернихов, 1929-1930 гг., Санкт-Петербург,25-я линия В. О., д. 6

Дальнейшая судьба

В 1960-е годы Белая башня утратила своё функциональное значение, и встал вопрос о дальнейшем приспособлении её в структуре города. Автор башни М. В. Рейшер и группа художников разработали проект приспособления её помещений под молодёжное кафе с залом на 50 мест, расположенное на высоте 24 метра. На верхней площадке предполагался киоск «;Мороженое, воды» и обзорная площадка.

К проекту благосклонно отнеслись в Орджоникидзевском райисполкоме, в дирекции Уралмаша, в обществе охраны памятников, но, как писал сам Рейшер, «проект застрял у главного архитектора Свердловска Г.И.Белянкина и не может найти дверь для выхода».

В 1975 в институте «Свердловскгражданпроект» провели конкурс на лучшее приспособление Белой башни, но все проекты легли на полку. В 1989 году в газете «За тяжёлое машиностроение» задали вопрос о дальнейшей судьбе этого памятника, но и предложения читателей ничего ни дали.

Белая башня долго пустовала, не имея реального хозяина, а между тем ещё в 1930-е годы здесь предполагали построить огромный культурный комплекс. Прямо за башней предполагали построить стадион (архитектор П. В. Оранский), который ныне можно было бы использовать как торговый или выставочный центр.

В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, уже тогда носивший статус памятника, был выключен из жизни города и обречён на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания.

Несмотря на то, что башню, как пространственную доминанту, видно лишь с периферийных улиц, с любой другой точки Уралмаша можно заметить её часть. Она остается одним из символов города Екатеринбурга.

Водонапорная башня в соцгородке Уралмаша. 1930. Архитектор М.В.Рейшер. Фотография 1968 года

Новейшая история башни такова. В середине 1980-х годов открылась страховая компания «Белая башня», одним из акционеров которой стал Уралмашзавод. Его вкладом в уставной капитал АО стала та самая «бывшая водокачка». Руководство страховой компании долго решало, как использовать творение Рейшера. Предлагали сделать в башне клуб страхователей, открыть ресторан. Но все эти проекты не воплотились.

В конце 80-х компания передала башню во владение областного комитета по госимуществу, содержать её стало невыгодно. Башня никогда не реставрировалась. Причина тому лежит в её дуалистическом статусе: с одной стороны это памятник федерального значения, и соответственно находится под охраной областных властей, с другой стороны, земля, на которой памятник стоит, принадлежит городу, а городская администрация имеет на своё хозяйство несколько иную точку зрения.

Компромисс в сложившейся ситуации ещё предстоит найти. Специалисты осознают, что утрата Белой Башней её прежней роли пространственного маяка необратима, и поэтому ищут иной способ возвращения городу Екатеринбургу одного из его символов.

В 2006 году башню взяла под свою опеку международная гуманитарная организация «Красный крест», но уникальный архитектурный объект всё равно стоял заброшенный и использовался только в качестве места для размещения рекламы.

В 2012 году в жизни Белой башни наступил переломный момент. Появились «Подельники» — группа архитекторов-энтузиастов, которые взяли её под опеку. Они очистили башню от мусора, законсервировали и заново вписали её в ткань города. Сейчас Белая башня — не просто очередная «заброшка» или красивый, но никому не нужный памятник архитектуры, а один из городских центров притяжения. Здесь проходят экскурсии, выставки и концерты. Следующий этап её восстановления — реставрация. Читайте, как восстанавливали Белую башню.

Здесь был бак для воды.

Смотровая площадка.

Доехать до Белой башни проще всего на метро до станции «Уралмаш», оттуда на трамваях 8, 17, 22 до остановки «Донбасская».






Читайте нас в TelegramFacebook, ВКонтакте и Twitter.
Уралнаш в городской ленте Вконтакте